Что такое фотосинтез- что происходит в растении в процессе фотосинтеза, что выделяется в световую и темновую фазу фотосинтеза

  • Праздники
  • Ландшафтный Дизайн
  • Рецепты
  • Многолетние цветы
  • Клубника
  • Постройки

Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.

Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.

Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.

Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.

Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.

Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.

А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ — углекислый.

Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду — она замутится. Отчего это?

Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.

Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?

Конечно, у растений нет особых органов дыхания — легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.

Дыхание растения похоже на наше кожное.

Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.

Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.

Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.

Эти маленькие отверстия в листе — устьица — видны под микроскопом.

Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.

Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой — она замутилась.

Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.

И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.

Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.

На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Даже биохимические реакции, протекающие в организме при дыхании, одинаковы у растений и животных. Но что такое дыхание и для чего нам кислород? Он нужен, чтобы окислять органические вещества, которые мы получаем с пищей. При окислении пищи освобождается энергия, заключенная в органических молекулах. То есть, дыхание необходимо для добывания энергии. Конечно, у растений нет ни рта, ни легких, они дышат не так, как люди. Но принцип одинаков – растения дышат, добывая кислород, чтобы получить энергию.

В древности в атмосфере Земли кислорода не было, зато углекислого газа было значительно больше. Растения и выработали у себя способность поглощать углекислый газ и, добывая энергию из солнечных , образовывать из него необходимые вещества. А в атмосферу они выделяли кислород, давший жизнь всему «дышащему миру». Ну а как же все происходит на опыте?

Ученые провели интересный опыт. Они выращивали капусту и свеклу сначала на воздухе. Затем поставили половину растений в камеру, в которой кислорода было всего 2,5%. Другая половина партии, контрольные растения, осталась на воздухе при 21% кислорода. И те и другие растения освещались круглосуточно. Можно подумать, что растения без кислорода погибнут, но это неправда. Через шесть суток они весили вдвое больше, чем контрольные!

Но как же так? Разве растения дышат без кислорода. Просто растения умеют очень эффективно использовать энергию солнечного света. А когда свет сменяется темнотой, растения переключаются с одного источника энергии на другой. На свету они синтезируют органические вещества, используя энергию света, а в темноте дышат, добывают энергию окислением веществ, образовавшихся на свету. Это дыхание называется темновым. Такое переключение позволяет растению экономить внутренние резервы, раз ему доступен солнечный свет – внешний источник энергии.

Однако растения дышат и на свету. Но это приносит им только вред. Поглощая кислород, они выделяют углекислый газ – основную свою пищу. Поэтому начинают медленнее расти. Правда растения без светового дыхания все-таки есть. Это кукуруза и сахарный тростник. Известно, как быстро и мощно они разрастаются.

О причине возникновения светового дыхания пока существуют лишь гипотезы. Ученые предполагают, что световое дыхание получило начало от симбиоза примитивных фотосинтезирующих организмов с нефотосинтезирующими, дышащими. Симбиоз – это взаимное воздействие, полезное обеим сторонам. Маленькие фотосинтетики, живущие в воде, поглощали из среды углекислый газ и выделяли кислород. Если бы в среде не было дышащих организмов, которые, наоборот, поглощали кислород и выделяли углекислый газ, то скоро условия жизни стали бы для фотосинтетиков невыносимыми. Поэтому выжили лишь те, которые, в свою очередь, были чем-то полезны для нефотосинтетиков. Одним из способов быть полезным могло служить выделение каких-нибудь веществ, которыми могли бы питаться нефотосинтетики. Таким веществом могла быть гликолевая кислота, одно из веществ, образующихся при фотосинтезе. Ее выделяют и некоторые современные водоросли. Таким образом, фотосинтетики «кормили» нефотосинтетиков гликолевой кислотой, чтобы те поглощали из среды кислород, окисляя гликолевую кислоту. Гликолевая кислота и есть то вещество, которое через несколько биохимических превращений окисляется в растениях с образованием углекислого газа при световом дыхании. Значит, чем больше в среде кислорода, тем больше образуется гликолевой кислоты, тем интенсивнее может протекать световое дыхание и тем больше углекислого газа, поглощенного при фотосинтезе, выделится опять в среду.

Вероятно, таким же образом разрабатывалась у растений и способность регулировать световое дыхание в соответствии с концентрацией углекислого газа. Дышащие организмы не только поглощали из среды кислород, нежелательный для фотосинтетиков, но и обогащали ее углекислым газом, необходимым для них.

Установлено, что биохимические реакции, протекающие в организме человека и животных, одинаковы. Дышат ли растения? В ходе многих экспериментов на этот вопрос ученые дали положительный ответ.

Кислород необходим для окисления органических веществ. При этом происходит высвобождение энергии, которая заключена в молекулах. Но если у человека есть рот, легкие, нос, через которые поступает кислород в организм, как дышат растения? Об этом далее в статье.

Содержание

Общие сведения

В древние времена была лишена кислорода. Однако было довольно много. В процессе эволюции у растений выработалась способность к его поглощению. В результате энергия солнечного света преобразовывалась в а в атмосферу выделялся кислород, что дало жизнь другим организмам. Одним из первых экспериментов, в ходе которого было выяснено, как дышат растения, был опыт со свеклой и капустой. Сначала культуры выращивались на открытом воздухе. Затем половину из них поместили в камеру, где содержание кислорода было около 2.5%. Другая часть осталась на воздухе, в котором О 2 было

21%. Освещение и тех, и других осуществлялось круглосуточно. Предполагалось, что растения, помещенные в камеру, погибнут без кислорода. Однако спустя шесть дней их вес был значительно выше, чем у тех, которые остались на воздухе. Как дышат растения без кислорода? Об этом далее.

Как дышат растения на свету и в темноте?

Дело в том, что представители флоры способны очень эффективно использовать солнечную энергию. При наступлении темноты происходит в некотором роде «переключение» с одного источника на другой. Как дышат растения на свету и в темноте? При поступлении солнечной энергии происходит синтезирование органических веществ. При наступлении темноты происходит процесс окисления соединений. В последнем случае говорят о «темновом» дыхании, а в первом — о «световом». Способность к такому переключению позволяет экономить внутренние энергетические резервы. Но представители флоры дышат и на свету, однако этот процесс не приносит им пользы. Поглощая углекислый газ. Он является основной их пищей. В связи с этим рост несколько замедляется. Есть, однако, и такие представители флоры, которым свет не мешает развиваться. Светового дыхания, например, нет у и кукурузы.

Причины развития светового дыхания

Началом, как предполагают ученые, стал симбиоз фотосинтезирующих примитивных организмов с нефотосинтезирующими. Под симбиозом понимают взаимное участие в процессах, которое полезно обеим сторонам. Жившие в воде маленькие фотосинтетики поглощали из окружающей среды углекислый газ, выделяя при этом кислород. Если бы дышащих, поглощающих О 2 организмов в среде не было, то для фотосинтетиков создались бы невыносимые условия. Но в процессе эволюции выжили и те представители органического мира, которые были чем-то полезны и для нефотосинтетиков.

Одним из соединений, которое образуется при фотосинтезе, является гликолевая кислота. Это вещество выделяется и некоторыми современными водорослями. В результате нефотосинтетики получали от фотосинтетиков гликолевую кислоту. Это, в свою очередь, способствовало усилению потребления кислорода для окисления соединения.

Вывод

Гликолевая кислота — это то самое вещество, которое в процессе нескольких биохимических реакций окисляется и образует углекислый газ.

Соответственно, можно сделать вывод, что чем больше в воздухе кислорода, тем больше формируется гликолевой кислоты. Это обеспечивает большую интенсивность светового дыхания. В результате в среду выделяется большее количество углекислого газа. Ученые предполагают, что по аналогичному принципу вырабатывалась у растений и способность к регулированию светового дыхания в соответствии с уровнем углекислого газа в воздухе. Организмы не только поглощали из окружающей среды кислород, губительный для фотосинтетиков, но и выделяли углекислый газ, который им был необходим.

Читайте еще  Калина ягода- польза и противопоказания, лечебный эффект и возможный вред, способы применения

Эксперименты

Можно посмотреть на практике, как дышат растения. 6 класс школьной программы по биологии очень подробно освещает этот вопрос. Для наблюдения за процессом можно взять лист комнатного цветка. Кроме того, потребуется лупа, прозрачная емкость, наполненная водой, коктейльная трубочка. Опыт, доказывающий, что растения дышат, позволяет не только понять ход процесса, но и образца в кислороде. На срезе листа можно увидеть небольшие отверстия. Часть образца погружается в воду, при этом отмечается выделение пузырьков. Есть еще один способ посмотреть, как дышат растения. Для этого следует взять бутылку, налить в нее воды, оставив незаполненной примерно на два-три сантиметра. Лист на длинном стебельке вставляется так, чтобы его кончик погрузился в жидкость. Отверстие бутылки плотно замазывают пластилином (вместо пробки). В нем делается отверстие для соломинки, которую вставляют так, чтобы она не касалась воды. Через соломинку следует отсосать из бутылки воздух. Из стебля, погруженного в воду, начнут выделяться пузырьки.

1) Растения дышат так же, как мы: во всех органах растений часть глюкозы, полученной при фотосинтезе, окисляется кислородом. При этом образуется энергия, необходимая для жизни, а так же углекислый газ.

2) Почему в спальню нельзя ставить много растений? Растения, стоящие в спальне, ночью не будут выделять кислород, потому что в темноте фотосинтез не происходит. Следовательно, ночью растения не питаются. А дышат растения все время – и днем, и ночью. При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ, поэтому спящему человеку будет душно.

3) Почему при избыточном поливе растение погибает? Если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут (задохнутся).

Тесты

1. Сравните питание и дыхание растений с нашим
А) растения питаются и дышат так же, как мы
Б) растения питаются так же, как мы, а дышат по-другому
В) растения питаются по-другому, а дышат так же, как мы
Г) растения питаются и дышат по-другому

2. Где у растений происходит окисление глюкозы

Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит окисление глюкозы

3. Где у растений происходит образование углекислого газа
А) в зеленых листьях на свету
Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит образование углекислого газа

4. Когда происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят постоянно
Б) дыхание только днем, а фотосинтез постоянно
В) фотосинтез только днем, а дыхание постоянно
Г) фотосинтез только днем, а дыхание только ночью

5. Где происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят во всех органах растения
Б) дыхание и фотосинтез происходят только в листьях
В) фотосинтез только в листьях, а дыхание во всех органах
Г) фотосинтез только в листьях, а дыхание только в корнях

6. В листьях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание

7. В корнях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) фотосинтез, дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание и поглощение минеральных солей

8. Во всех органах растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

Дыхание растений

Особенности дыхания растений. Растения, как и все живые организмы, дышат. При этом они поглощают атмосферный кислород, а также используют тот кислород, который образуется у них в процессе фотосинтеза и имеется в межклетниках. Дышат растения и днем, и ночью. Днем большая часть атмосферного кислорода поступает в растение через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей. Ночью почти у всех растений устьица закрыты. В это время они для дыхания используют, в основном, кислород, образовавшейся при фотосинтезе и накопленный в межклетниках. По межклетникам кислород проникает во все живые клетки растений.

Восстановление содержания кислорода в воздухе

В процессе дыхания растения поглощают гораздо меньше кислорода, чем образуют его при фотосинтезе и выделяют в окружающую среду.

Дыхание — сложный процесс. Поступивший в клетки кислород превращает (окисляет) имеющиеся в них сложные органические вещества (в основном глюкозу) в углекислый газ и воду. При этом освобождается энергия, которая была затрачена при фотосинтезе на их образование из углекислого газа и воды.

Образующийся при дыхании у растений углекислый газ удаляется из организма через устьица, чечевички, через всю поверхность клеток молодых корней.

Дыхание растений — процесс противоположный фотосинтезу.

Рис. 119. «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания у растений Доказательства выделения растениями углекислого газа. Убедиться в том, что растения при дыхании выделяют углекислый газ, можно на опыте. Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с ним стакан с известковой водой. Теперь закроем растение стеклянным колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнеет. Следовательно, под колпаком образовалось большое количество углекислого газа.

Опыт, доказывающий дыхание растений

Убедиться в том, что дышат все органы растения, можно на следующем опыте. Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую — корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян гороха или фасоли (в сухих семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Следовательно, побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа.

При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Опыт, доказывающий дыхание разных органов растений Значение дыхания в жизни растений. Дыхание — жизненно важный процесс. Основная часть энергии, освобождаемая при дыхании, используется растением на поддержание всех жизненных процессов, протекающих в клетках. Часть освобождаемой энергии превращается в тепловую. Например, около крупных цветков лотоса температура воздуха может повышаться на 12°С.

Наиболее интенсивно дыхание растений происходит в теплую погоду.

Применение знаний о дыхании растений. При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят специальными культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения, выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно осушают.

При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом — тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо проветриваемым.

Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь, черемуху, липу, конский каштан).
Деревья на улицах города

1. Какой газ растения поглощают при дыхании? 2. Каким образом он поступает к клеткам органов растений? 3. Каково значение дыхания в жизни растения? 4. Какой газ образуется при дыхании растения? 5. Как можно доказать, что дышат все органы растения? 6. Чем дыхание отличается от фотосинтеза? 7. Какие условия создает человек для лучшего дыхания корней выращиваемых растений? 8. При каких условиях хорошо сохраняются семена в зернохранилищах? 9. Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха?

1. Проведите опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ. 2. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Какие части растения дышат. Как дышат растения? Практическое изучение вопроса. Информационно – накопительный

Швечихина Анастасия
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Может ли растение дышать?»

Познавательно – исследовательская деятельность .

Тема «Может ли дышать растение

подготовительной группы

МБДОУ д/с «Добрыня» Швечихина А. Ф.

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности .

Задачи : Создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность , выявляющую потребность растения в воздухе , дыхании.

Обеспечить материалом для выявления прохождения процесса дыхания у растений . Создать условия для воспитания желания доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование : фикус, пакет прозрачный, нить оборудование для ухода за растениями , карты с изображением рыбы, человека, дерева, птицы, исследовательская карта, фартуки или накидки для работы. Маленькие зеркала с ручками.

Словарная работа : активизация словаря по темам «Дыхание» ; «Воздух» .

Предварительная работа : наблюдения на прогулках и в живом уголке, беседы о комнатных растениях , уход за растениями .

Ход занятия:

В : Ребята, а нам пришло письмо, а в нем загадка

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем

Трудная загадка? Тогда закройте нос и попробуйте дышать , не получается?

Нет, нам нужен воздух

А кто исследует воздух? (Ученые)

Где они работают? (В лаборатории.)

Вот туда мы с вами и отправимся. Но чтобы что бы туда попасть сначала нужно подобающе одеться. (переодеваются)

И так, поговорим о воздухе. Что же это такое?

Для чего он необходим?

Кто дышит воздухом?

(обращает внимание на растение , стоящее на демонстрационном столе) А растению нужен воздух ?

Как дышит растение ?

Как узнать, может ли растение дышать ?

Опыт № 1. На рабочих столах находятся зеркала. Они могут помочь увидеть наше дыхание. Для этого нужно просто поднести зеркало близко к носу и рту и подышать .

Посмотрите на зеркала, что вы видите?

Действительно, на зеркале появилось запотевание от нашего дыхания.

Как вы думаете, поможет ли нам этот способ определить может ли растение дышать ? Как это понять?

Проверяют данный способ на растении .

В : Да, на зеркале сложно проверить, а почему? (не знаем чем дышит растение )

Кто помнит все составные части растения ? (дети называют)

Для чего нужен корень?

Стебель или ствол?

Как вы думаете, все части растения стоит проверять ? Почему?

Что может послужить заменителем зеркала? (поэлителеновый пакет)

Читайте еще  Погреб на даче своими руками- виды, этапы строительства

Опыт № 2. К части ствола и к одному из листьев привязывается (вокруг) кусок поэлителена.

Опыт начался. Пока у нас есть время предлагаю поиграть. (выбирается игра по желанию детей )

Ну что ж, перерыв закончен. Пора проверить что происходит с растением .

Что вы видите не пакете?

Откуда взялось запотевание?

Каким образом дышит растение ?

Кто еще дышит воздухом?

С помощью чего дышит рыба? (собака, птица)

Чем мы занимались?

Что понравилось больше всего?

На какие еще вопросы вы бы хотели узнать ответы?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Без воды нет жизни» для детей подготовительной к школе группы Тема: Без воды нет жизни (познавательно – исследовательская деятельность) Для детей подготовительной к школе группы. Цель: развитие познавательной.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Солнечные зайчики» Цели: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков».

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Однажды в лесу» для детей подготовительной группы Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская. Задачи с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое.

Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни» КОНСПЕКТ ННОД ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ» СТАРШАЯ ГРУППА воспитатель детского сада № 36 «Искорка»,.

Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской деятельности «Жилища разных стран» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе»Колобок» «Жилища разных стран» Дата: Цель: Создание социальной ситуации.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Конспект познавательно — исследовательской деятельности для детей подготовительной группы. «Чудо — магнит»(составила Чугайнова ВЕРА Васильевна.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

К некоторым вещам, которые существуют в окружающей среде, обыватель даже не присматривается, полагая их обычными, и не дает себе отчета, как устроено все это. Например, все ли помнят, каким образом дышат растения: цветы, деревья и травы?

Растения — это удивительные организмы, которые так же, как и человек не прекращают свою жизнедеятельность в любое время суток. Ночью так же, как и у людей, все функции становятся замедленными, однако дыхание не прекращается, как и у человека.

Дыхание

Любое растение потребляет при дыхании кислород и выдыхает углекислый газ. В этом отношении растения также очень похожи на человека. Дыхание требуется травам, цветам и деревьям для производства энергии, которая в дальнейшем трансформируется в питательную среду для растительных организмов.

Деревья и травы получают нужный им кислород через листву. Каждый листик при этом обладает защитной оболочкой, в которой присутствуют крохотные отверстия — устьица, которые нужны для газообмена.

В каждой клетке растения имеются особые приспособления, помогающие работать отверстиям для дыхания. Клетки для дыхания располагаются на нижней стороне листочков. Устройство дыхания всех растений гораздо проще, чем у человека, но она имеет не меньшую важность.

Также дыхание осуществляется через трещинки в коре и стебельках. При этом кислород, попадая в организм, начинает двигаться по тканям, растворяясь в жидкости, которая питает стенки клеток. Таким образом, кислород попадает непосредственно в клетки.

Дыхание помогает растениям расти, образуя новые побеги. Если дыхание растения будет нарушено, то оно погибнет. При дыхании растительные организмы тратят углеводы, образующиеся при фотосинтезе, который осуществляется в дневное время. Ведь только под солнцем могут вырабатываться те вещества, которые необходимы для жизнедеятельности зеленых организмов. В ночной период питательные жидкости и вещества распределяются по всем тканям, и растение выделяет в атмосферу кислород.

Польза

Растения в нашей жизни играют очень важную роль. Они очищают воздух от вредных примесей, насыщают его кислородом, способствуют сохранению уровня рек и водоемов. Одним словом — растительные организмы обеспечивают всему живому полноценное существование. Если исчезнут леса, кустарники, травы и цветы, то вместе с ними исчезнут и водоемы. Без чистого воздуха и воды не сможет существовать ни одно создание фауны, включая человека.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов обмена веществ у растений, в результате которого происходит поглощение кислорода и окисление органического вещества с выделением углекислого газа. Дышат все живые органы, клетки и ткани растения. При дыхании выделяется энергия, за счет которой идут многие физиологические процессы. Часть энергии, не используемая растением, выделяется в виде тепла. В нормальных условиях основным дыхательным материалом являются углеводы (сахара).

Представление о начальных и конечных продуктах обмена при дыхании дает основное уравнение дыхания: C6 H12 O6 + 6*O2 = 6*CO2 + 6*H2O + + 674 ккал (сахар + кислород = углекислый газ + вода). Как видно из этого уравнения, в процессе дыхания образуется вода. Исследования показали, что в крайних условиях обезвоживания растение может использовать эту воду и предохранить себя от гибели.

Доступ кислорода ко всем органам растения — одно из основных условий дыхания. При его недостатке растение может некоторое время дышать за счет кислорода, извлекаемого из воды и Сахаров самого растения. Однако такое анаэробное дыхание возможно лишь короткое время.

При длительном недостатке кислорода растение погибает. При плохой обработке почвы или на переувлажненных почвах корням растений не хватает воздуха, а следовательно, кислорода. Кислородное голодание корневой системы замедляет поглощение воды из почвы и ее передвижение в растении. Поэтому при застое воды на отдельных участках поля большинство растений погибает. Многие дикорастущие болотные и водные растения имеют специальные приспособления для обеспечения корней кислородом. Это система межклеточных полостей, наполненных воздухом, или специальная воздухоносная ткань (аэренхима) в коре, например у тростника. У некоторых болотных тропических растений есть специальные воздушные корни.

Об интенсивности процесса дыхания судят по количеству выделяемого углекислого газа или поглощенного кислорода. Дыхание идет более интенсивно в молодом растущем растении, с возрастом интенсивность его снижается. Листья дышат интенсивнее стеблей и корней. Во время цветения повышается дыхание у цветков и снижается в других органах растения. Оно резко возрастает во время созревания плодов.

Теневыносливые растения дышат слабее светолюбивых. Для высокогорных растений характерна повышенная интенсивность дыхания. Очень активно дыхание плесневых грибов, бактерий.

На интенсивность дыхания сильно влияет температура воздуха: оно усиливается при повышении температуры с 5 до 40°, а затем резко падает. Дыхание снижается при понижении температуры, однако у зимующих растений его можно обнаружить даже при -20°. При понижении температуры до 3-5° дыхание замедляется, а это позволяет при хранении урожая сберечь тысячи тонн органического вещества, расходуемого на дыхание. Механическое повреждение растения усиливает дыхание.

Дыхание снижается при повышении содержания углекислого газа в воздухе. Этим пользуются при хранении фруктов и винограда, а также при закладке силоса, сенажа, накачивая в хранилища углекислый газ. Будучи тяжелее воздуха, углекислый газ вытесняет его из силосной и сенажной массы, подавляет дыхание, не дает консервируемой массе разогреваться и хорошо сохраняет ее.

Дышат ли растения?

Да, дышат и при этом, как и животные, используют для дыхания кислород воздуха, перерабатывая его в углекислый газ, который они «выдыхают». Однако кроме дыхания у растений при дневном свете под действием солнечных лучей в листьях происходит процесс, обратный дыханию, — соединение воды с углекислым газом и образование углеводов, а также кислорода, выделяемого в воздух. Процесс этот называется фотосинтезом. При фотосинтезе энергия Солнца превращается в энергию химических связей органических веществ. Условно этот процесс может быть выражен формулой:

солнечный свет + С0 2 + Н 2 0 = СН 2 0 + 0 2 .

При дыхании растений, наоборот, происходит выделение тепла, и формула дыхания имеет вид: СН 2 0 + 0 2 = С0 2 + Н 2 0 + тепло.

На дыхание расходуется некоторая часть органического вещества растения — уменьшается масса активно участвующих в процессе дыхания молодых его частей (верхушек стеблей, кончиков корней, которые могут терять до 1% своей массы в сутки). Интенсивность дыхания практически не зависит от освещённости, она изменяется при колебаниях внешней температуры: при очень высокой температуре (45-50°С) она уменьшается и дыхание может прекратиться совсем; при низкой температуре интенсивность дыхания у растений ослабевает, но оно не прекращается даже при отрицательной температуре, а у почек лиственных и игл хвойных деревьев оно происходит и при сильных морозах.

§ 17. Дыхание растений — Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какой газ при дыхании поглощается, а какой — выделяется?

При дыхании человек и животные поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

2. Назовите газ, поддерживающий горение.

Вопросы в конце параграфа

1. Какое значение имеет дыхание?

Посредством дыхания растения получаюют энергию, необходимую для их жизнедеятельности.

2. Как можно доказать, что органы растения дышат?

Порядок выполнения опыта доказывающего, что органы растения дышат:

  1. Возьмите банки из прозрачного бесцветного стекла.
  2. В первую банку поместите 30-40 набухших зёрен фасоли или гороха.
  3. Во вторую банку поместите корнеплоды (например, морковь) вымоченные в воде 2 — 3 дня.
  4. В третью банку поместите свежесрезанные стебли растений с листьями.
  5. Плотно закройте крышками все три банки и поместите их в тёплое, тёмное место на 1 сутки.
  6. По прошествии суток проверьте изменение состава воздуха в банках — опустите в каждую из них зажжённую свечку, прикреплённую к проволоке.

Результат опыта: во всех трёх банках свечи погаснут.

Вывод: Свечи погасли, поскольку части растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.

Примечание:

Если во время проведения опыта в банках будут находиться ёмкости с известковой водой, то можно будет увидеть, что в за сутки известковая вода помутнеет. Это станет ещё одним доказательством того, что в банках увеличилось количество углекислого газа.

Если для опыта использовать не стеклянные банки, а термосы, то можно будет после проведения опыта зафиксировать ещё и повышение температуры в ёмкостях. Такой эффект происходит благодаря тому, что часть энергии при дыхании выделяется в виде тепла.

3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

Сухие семена находятся в состоянии покоя, поэтому все процессы в семенах замедлены. Если же семена становятся влажными, то они выходят из состояния покоя и процессы жизнедеятельности у них активизируются.

Влажные семена начинают интенсивно расходовать имеющиеся питательные вещества во время дыхания, причем расход питательных веществ может увеличиться в сотни раз по сравнению с состоянием покоя. Без дополнительных источников (воды, почвы с минеральными веществами, солнечного света и т.д.) запасы питательных веществ во влажных семенах очень быстро истощаются и они теряют свои пищевые и посевные качества.

Кроме того, в процессе ускоренного дыхания влажные семена начинают выделять большое количество тепла. Они быстро разогреваются, портятся и плесневеют. Если же хранится большое количество влажных семян, например в элеваторе или в амбаре, то их быстрое разогревание может привести к серьёзному пожару.

4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

Читайте еще  Томат Ослиные уши — описание и характеристика сорта -

Заболоченные почвы перенасыщены влагой, поэтому для них характерен недостаток кислорода, необходимого для дыхания корней растения. Некоторые растения, например ива ломкая, для восполнения недостающего кислорода имеют специальные дыхательные корни, выходящие на поверхность почвы. Что касается культурных растений, то у них таких приспособлений нет, поэтому культурные растения плохо растут на заболоченных почвах, болеют и становятся хилыми.

Существуют и другие причины, мешающие нормально развиваться растениям на заболоченных почвах:

  • большое количество болотных растений выделяют в почву токсины, опасные для культурных растений;
  • высокая кислотность болотистых почв, что нежелательно для большинства культурных растений;
  • наличие торфа — мощного теплоизолятора предотвращающего равномерное и своевременное прогревание почвы.

Подумайте

Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?

Отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания

  • фотосинтез может происходить только на свету, а дыхание происходит постоянно;
  • во время фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород, а во время дыхания наоборот — поглощает кислород и выдыхает углекислый газ;
  • в процессе фотосинтеза растение преобразует неорганические вещества в органические, а во время дыхания органические вещества расходуются.

Взаимосвязь между процессами фотосинтеза и дыхания

На свету процессы фотосинтеза и дыхания растений происходят одновременно:

  • растение одновременно поглощает много углекислого газа для фотосинтеза и совсем мало кислорода для дыхания, а потом выделяет много кислорода в процессе фотосинтеза и совсем мало углекислого газа при дыхании;
  • растение производит органические вещества во время фотосинтеза и тут же расходует часть из них для дыхания;
  • растение вырабатывает энергию во время дыхания и тут же расходует часть её для осуществления процесса фотосинтеза.

Без дыхание растение погибает и фотосинтез останавливается. Без фотосинтеза растение чахнет и дыхание замедляется, то есть при длительном отсутствии света растение не получает достаточного количества органических веществ и в конце концов погибает.

Задания

1. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».

Жизнедеятельность растительной клетки

У всех живых клеток наблюдаются общие свойства: питание, выделение. дыхание, обмен веществ, деление. В клетках идет постоянное расщепление одних веществ и синтез других. Синтезированные молекулы белков, жиров и углеводов идут на обновление внутренних структур клеток, которое происходит постоянно, пока клетка жива; используются для деления и роста новых клеток. В свою очередь, ненужные вещества удаляются из клетки. Эти процессы называются пластическим обменом веществ, или ассимиляцией.

В клетке происходит постоянное движение цитоплазмы, благодаря которому различные вещества и энергия перемещаются туда, где они в данный момент необходимы.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных процессов.

Питание растительной клетки

Растения — автотрофы, их клетки могут синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Фотосинтез представляет собой ряд последовательных химических реакций, протекающих в хлоропластах. С помощью хлорофилла растение преобразует энергию солнечного света, из бедных энергией молекул углекислого газа и воды растение образует богатые энергией углеводы и кислород, а кроме того энергия запасается в виде АТФ .

Фотосинтез

Часть кислорода используется для клеточного дыхания, но большая его часть выделяется в атмосферу. В темноте фотосинтез прекращается, и кислород не образуется. Поскольку клеточное дыхание продолжается и в темноте, растение ночью выделяет углекислый газ.

Кроме углекислого газа, кислорода и воды, клетке еще необходимы минеральные вещества. Минералы входят в состав ферментов, встраиваются в клеточную стенку и т.д. Растение получает минеральные вещества в растворенном виде из почвы или воды.

Дыхание растительной клетки

Клеточное дыхание, или диссимиляция, — это процесс окисления органических веществ, чаще всего глюкозы и др. до углекислого газа и воды, в результате чего выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клетки. Окисление — это химическая реакция расщепления при участии кислорода. Таким образом, в результате клеточного дыхания растением потребляется кислород и выделяется углекислый газ. Этот процесс происходит и днем, и ночью в митохондриях. Энергия, выделившаяся при окислении, запасается впрок в виде молекул АТФ и используется клеткой по мере надобности. Наиболее интенсивно процессы дыхания происходят в молодых и делящихся клетках. По своей сути клеточное дыхание является противоположностью фотосинтеза, за исключением того, что фотосинтез протекает только на свету, днем, а дыхание — как на свету, так и ночью, в темноте. Это демонстрирует следующая таблица:

Фотосинтез Дыхание
1 Поглощение углекислого газа Поглощение кислорода
2 Выделение кислорода Выделение углекислого газа
3 Образование органических веществ из углекислого газа и воды Разложение органических веществ на углекислый газ и воду
4 Поглощение из окружающей среды и расходование воды Образование и выделение в окружающую среду воды
5 Поглощение солнечной энергии и накопление ее в органических веществах и АТФ Высвобождение энергии и накопление ее в виде АТФ
6 Происходит только на свету Происходит непрерывно на свету и в темноте
7 Протекает в хлоропластах Протекает в митохондриях
8 Происходит в листьях и других зеленых частях растения Протекает во всех клетках растения

Выделение

Клетка может избавляться от ненужных или избыточных веществ различными способами — накапливать их в вакуолях, удалять их наружу или в межклеточное пространство с помощью секреторных пузырьков (везикул) и т.д. Выделение из клетки бывает двух видов:

  1. Экскреция — это пассивное выделение через мембрану по градиенту концентрации, оно идет без затрат энергии.
  2. Секреция — активное выделение из клетки с затратой энергии.

Секреция в свою очередь может проходить тремя способами:

  • мерокриновая — выделение отдельных молекул через клеточную мембрану с помощью специальных белков-переносчиков (эккриновая секреция), либо выделение секрета с помощью везикул, образующихся в Аппарате Гольджи, обычным способом — слиянием везикулы с клеточной оболочкой и раскрытием ее наружу (гранулокриновая секреция).
  • апокриновая — когда вместе с секретом выделяется часть цитоплазмы, например, при разрыве секреторных волосков.
  • голокриновая — когда разрушается клеточная мембрана, и секрет изливается наружу. Клетка при этом теряет свои структуры и превращается в секрет. Такой тип секреции имеют клетки корневого чехлика растений.

У растений для выделения образуются различные секреторные органы и приспособления . Выделяться могут не только токсичные и ненужные вещества, но и вещества, образующиеся растением специально для защиты от поедания животными, для привлечения насекомых-опылителей, для защиты от высыхания и т.д.

К таким образованиям относятся железистые волоски, например, у крапивы:

Поступление и выделение газов , а также испарение воды происходит через специальные образования — устьица, расположенные чаще на нижней стороне листа.

Размножение

Размножение растительной клетки происходит с помощью деления. Этапы процесса деления показаны на схеме:

Сначала происходит удвоение хромосом, они расходятся к полюсам клетки, а затем делится цитоплазма и клетка разделяется на две дочерние клетки.

За счет деления клеток, которое происходит постоянно, растение растет всю жизнь. Отсюда и название — РАСТение.

Однако рост отдельных частей растения может быть обусловлен и накоплением воды, питательных веществ или секрета в вакуолях и их растяжением:

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь .

Окружающий мир 3 класс 1 часть Солнце, растения и мы с вами стр. 74 – 77

1. Как питаются растения? Прочитай рассказ учёного-ботаника и найди в нём ответ на этот вопрос.

Из почвы растения получают воду и минеральные соли, а листья растений из воды и углекислого газа производят сахара и крахмал.

2. Рассмотрите схемы на с. 75. Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыхания и питания растений.

Сходство процессов дыхания и питания растений в том, что эти процессы протекают во всех частях растений, и в корнях, и в надземной части растения. При этом какие-то вещества поступают в растение, а какие-то удаляются.

Различие процессов дыхания и питания растений в том, что при питании растений образуется кислород, а при дыхании кислород поглощается и образуется углекислый газ.

3. На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Изготовим схему дыхания растений для 3 класса.

Для этого возьмём модель дерева и поместим её на лист бумаги. Обозначим границу между почвой и атмосферой. В почве покажем поступление кислорода к корням растений и выделение от корней растений углекислого газа.

В атмосфере также покажем поступление кислорода к листве растения, а выделение углекислого газа.

Изготовим схему питания растений.

А также поместим на лист бумаги модель дерева и покажем границу атмосферы и почвы. В почве покажем, как вода и растворенные в ней соли поступает в корни растений.

В атмосфере покажем, как к листьям поступает углекислый газ, а выделяется кислород. В само же растении при этом образуется крахмал и сахар.

Процесс питания происходит только на свету, поэтому поместим над растением модель солнца.

4. Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Почему так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени?

Через корень вода с питательными веществами поступает в растение. А также через корень в растение поступает кислород.

Через стебель вода поднимается к листьям растений. Стебель обеспечивает связь между корнями и листьями.

Листья производят сахара и крахмал из углекислого газа и воды. При этом они выделяют много кислорода. Из-за высокого содержания кислорода в лесах так легко дышится.

Проверь себя

1. Как дышат растения?

Растения дышат, поглощая кислород с помощью листвы и корней. При этом выделяется углекислый газ.

2. Как питаются растения?

Растения питаются, поглощая из почвы воду и минеральные соли с помощью корней. А также образуя крахмал и сахара из углекислого газа и воды в листве. Образование крахмала и сахара происходит только на свету.

3. Как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Растение может использовать энергию Солнца, чтобы получить питательные органические вещества. Люди используют растения в пищу, то есть используют питательные вещества, полученные растением с помощью Солнца.

4. Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

Только растения могут производить питательные органические вещества из неорганических соединений. А значит без растений не было еды. А также растения производят кислород, которым дышат человек и животные. Без кислорода им нечем было бы дышать.

Задания для домашней работы

1. Составь схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

Составим схему, в середине которой изобразим растения. Вокруг нарисуем два кружочка, в которых напишем, что же дают растения человеку и животным.

Это органические вещества, пищу. Это кислород.

2. Напишите от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле.

Благодарственное письмо растениям для 3 класса

Огромное вам спасибо за то, что на протяжении многих веков вы дарите нам еду и кислород.

Вы такие разные, и большие, и маленькие, но вы все очень трудолюбивые и ответственные. Вы понимаете, что без ваших усилий, жизнь на нашей планете прекратилась бы очень скоро. И мы ценим вашу заботу о процветании Земли, и дорожим вами.

Растите и размножайтесь, цветите и благоухайте! И, пожалуйста не обижайтесь на тех неразумных существ, которые топчут и ломают вас, мешая вам выполнять вашу работу.

Простите нас, что мы так долго не знали о вашей великой миссии, дарить жизнь всему живому!

На следующем уроке

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Бабочки питаются нектаром растений, но при этом они опыляют растения и на растениях завязываются плоды. В плодах созревают семена, из которых вырастают новые растения.

Для прорастания семени нужно тепло, вода, земля, солнечный свет.

Сперва семя набухает и из него появляется росток, который постепенно увеличивается, на нём появляются листочки, а потом цветы.

Ссылка на основную публикацию