Японский сад камней — все про японский стиль в ландшафтном дизайне

Путеводитель по Японии

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

—>

Содержание

Почитание духа Ода Нобунага

Дайтокудзи – главный монастырь направления Дайтокудзи дзэнской школы Риндзай, на территории комплекса расположено более двадцати храмов. Этот древний монастырь – настоящая сокровищница культурных ценностей, резиденция настоятеля (ходзё) и «Китайские ворота» Карамон внесены в список Национального достояния, здесь есть несколько «сухих садов» из песка и камня, а росписи на стенах и потолке делал прославленный художник Кано Танъю (1602-1674).

Дайтокудзи является главным монастырём одноимённого направления школы Дзэн Риндзай. До него можно за пять минут доехать на автобусе от станции Китаодзи линии метро Карасума. Даже в Киото подобных монастырей немного. Его отличает то, что на территории монастырского комплекса расположено множество храмов, в том числе Рюгэнъин, Обайин, Синдзюан, и главный храм – Дайтокудзи-хомбо.

Южные ворота Наммон у проспекта Китаодзи. Рядом с этим местом находится остановка автобуса K’LOOP Дайтокудзи и остановка городского автобуса Дайтокудзи-маэ.

Монастырь был основан монахом Сюхо Мётё (1282-1338), известным также под именем Дайто-кокуси, в 4 году Сёва (1315). Он процветал при поддержке императоров Годайго (1288-1339) и Ханадзоно (1297-1348), однако в последствии его опустошили пожары и смута годов Онин (1467-1477), а затем его отстраивал необычный дзэнский монах Иккю Содзюн (1394-1481), известный своим остроумием.

Когда Ода Нобунага погиб в результате предательства собственного вассала Акэти Мицухидэ в ходе инцидента в храме Хоннодзи, Тоётоми Хидэёси, его преемник, проводил для него в 1582 году погребальные церемонии в Дайтокудзи, заодно показывая миру, что именно он является наследником Нобунаги. На годовщину его смерти он построил храм Сокэнъин для молитв о посмертном просветлении, а также пожертвовал монастырю земли. По этому случаю Маэда Тосииэ (1538-1599), Хосокава Тадаоки (1563-1646) и другие даймё тоже возвели немало построек в Дайтокудзи.

В начале периода Эдо (1603-1868) из-за несогласия политики сёгуната в отношении буддизма бывший настоятель монастыря Такуан был сослан, однако Токугава Иэмицу, третий сёгун, уважал Такуана и вернул ему доброе имя. После этого монастырь процветал, имея большие земельные владения и множество храмовых построек. В период Мэйдзи (1868-1912) часть их была разрушена, но и сейчас в Дайтокудзи есть два больших храма и 22 меньших.

Главные ворота, расположенные с восточной стороны монастыря, перед ними – большая автобусная стоянка

Закрытая для посещений Главная часть монастыря (Хомбо)

На территорию комплекса вход свободный, и прогулка по величественному дзэнскому монастырю навевает умиротворяющее настроение. Здесь можно полюбоваться самым старым храмом комплекса, Рюгэнъин, увидеть Дзуйхоин, который возвёл даймё Оотомо Сорин (1530-1587), храм Котоин, построенный семейством Хосокава, храм Дайсэнъин, известный своим садом песка и камней, однако Главная часть (Хомбо) и многие другие храмовые постройки закрыты для публики. Здесь мы хотим представить часть Хомбо, посетить которую можно только в особых случаях.

По территории монастыря гуляют туристы

В Главной части (Хомбо) монастыря Дайтокудзи с южной стороны в ряд расположены ворота для императорских посланцев Тякусимон, Тройные ворота Саммон, Павильон Будды Буцудэн, Зал проповедей Хото – все они внесены в национальный список Важного культурного наследия. В глубине – постройка кури, где располагалась монастырская кухня и жилища монахов, находящиеся в списке Национального достояния келья настоятеля Ходзё и Китайские ворота Карамон, настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников.

Ворота для императорских посланцев Тякусимон

На территории Хомбо находится много произведений знаменитого художника начала периода Эдо Кано Танъю (1602-1674). На потолке Ходо, Зала проповедей, изображён Дракон в облаках (Унрюдзу) кисти Танъю, его ещё называют «Лучшим кричащим драконом Поднебесной». Если встать прямо под его грозной мордой и хлопнуть в ладоши, то по залу разносится долгое эхо.

Дракон, которого Танъю написал в 35-летнем возрасте

В потолочных росписях часто использованы драконы – это потому, что они традиционно считались водными божествами, и их изображение символически предохраняло от пожаров. По той же причине в стенах Ходо сделаны волнообразные прорези – намирэндзи, напоминающие о текущей воде

Волнообразные прорези – намирэндзи, призванные защищать постройку от пожаров

В жилище настоятеля (ходзё) сохранилось 84 створки раздвижных дверей фусума, расписанных Танъю в стиле монохромной живописи суйбокуга, «картины водой и тушью». На 16 створках центральной части – пейзаж «Горы и воды». За счёт смелого использования пустого пространства в композиции ему удалось передать чувство простора.

Пейзаж «Горы и воды» в жилище настоятеля монастыря

За счёт использования разных оттенков туши Танъю передаёт глубину пространства

Жилище настоятеля, Китайские ворота Карамон и быт дзэнских монахов

При строительстве кельи настоятеля обычно устраивали шесть комнат, три с южной и три – с северной стороны. Однако жилище настоятеля Дайтокудзи необычно, в нём восемь комнат, по четыре с каждой стороны.

Основатель монастыря, Дайто-кокуси, перед смертью говорил, чтобы специально для его погребения новый монастырь не строили, и потому на территории Хомбо возвели храм Уммонъан для почитания сидящего изваяния Дайто-кокуси, отведя для этого две комнаты в жилище настоятеля.

Унмонъан, где почитается изображение Дайто-кокуси

Настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников – это сад песка и камней, волнообразный рисунок в котором символизирует водное течение. Китайские ворота Карамон, внесенные в список Национального достояния, как говорят, были перевезены в Дайтокудзи из роскошного дворца Дзюракудай, построенного Тоётоми Хидэёси. Под «китайской крышей» карахафу можно видеть металлические украшения с гербами рода Тоётоми.

Настоятельский сад, внесённый в национальный список ландшафтных памятников; справа в глубине – Китайские ворота Карамон

Ворота Карамон украшает прекрасная резьба – например, изображения «китайских львов» (карадзиси) с правой и левой сторон. Эти ворота ещё называют «Сумеречные ворота», подразумевая, что ими можно любоваться хоть целый день, пока не будет смеркается.

Ворота Карамон, вид снаружи настоятельского жилища

На воротах Карамон под крышей заметно множество украшений в виде гербов дома Тоётоми. За «китайским львом» виднеется мифическое животное баку с длинным носом, слева – морское чудище син с белой мордой и клыком

На территории Главной части монастыря (Хомбо) можно увидеть множество других вещей, представляющих историческую ценность. Между жилищем настоятеля и кухней стоит котёл для кипячения воды, который использовался во время Великого чайного собрания в 1585 году. Это было крупномасштабное мероприятие, посвящённое назначению Тоётоми Хидэёси на должность канцлера и одновременно для поминовения Ода Нобунага. Неподалёку находится и набор для приёма посетителей — стол и стулья, использовавшиеся для приёма императрицы Тэймэй, жены императора Тайсё.

Котелок для кипячения воды, использовавшийся во время Великого чайного собрания в Дайтокудзи в 1585 году

Стол и стулья, предназначенные для приёма императрицы Тэймэй, жены императора Тайсё

Привлекают внимание и большие печи монастырской кухни, расположенной западнее жилища настоятеля. Раз в году, 22 ноября, в них готовят 7 сё (1 сё равен примерно 1,8 л) риса для служб в день поминовения Дайто-кокуси, основателя монастыря.

Большие печи монастырской кухни

В коридоре с потолка свисают таблички, которые снимали оттуда и получали по ним еду. Здесь тоже проявилась по-дзэнски логичная и практичная организация жизни.

В монастыре можно не только почувствовать дыхание истории, исходящее от старинных реликвий, но и ознакомиться с современной жизнью монахов, занимающихся буддийской практикой в монастыре. Своя особенная атмосфера присутствует в храмах, которые не приспосабливали под нужды туристов и которые обычно закрыты для посещений. Очарование старины в Дайтокудзи можно ощутить в любое время, однако мы бы особо рекомендовали зайти туда, когда на определённые периоды открываются Главная часть (Хомбо) и некоторые из закрытых храмов.

Комната, где жили практикующие монахи

Время открытия для посещения Главной части (Хомбо) Дайтокудзи в 2018 году

  • Адрес: Kyoto-shi Kita-ku Murasakino Daitokuji 53
  • Что можно осмотреть: Ходзё, жилище настоятеля (Национальное достояние), настенные росписи кисти Кано Танъю в Ходзё (Важное культурное наследие), сад Ходзё (национальный ландшафтный памятник, исторический памятник), Китайские ворота Карамон (Национальное достояние), изображения архатов (Ракандзу) кисти Хасэгавы Тохаку
  • Время открытия для посещения: с 6 октября по 28 октября 2018 г. (кроме 14 октября; 21 октября только до 11:30; 27 октября с 13:00)
  • Время посещений: 9:30-16:00
  • Цена билетов: 1000 йен для взрослых, 700 йен для учеников средних и старших классов, остальные дети бесплатно (в сопровождении взрослых)

Фотографии: Куроива Масакадзу (96BOX)
Материал и текст: Фудзии Кадзуюки (96BOX)
Фотография к заголовку: Изображение дракона в облаках кисти Кано Танъю в Зале проповедей (Ходо)

(Статья на японском языке опубликована 4 октября 2018 г.)

Японский сад камней своими руками.

Немного истории.

Сад камней – это одна из самых древних разновидностей традиционного японского сада. Искусство создания сада камней зародилось более 2000 лет назад. Такой сад был настоящим продолжением внутреннего интерьера японских домов, и имели его только аристократы.

Сад камней дышит и живет религией синтоизм, которая обожествляет природные силы и поклоняется им. Особенно почитаются камни, которые как бы передают сущность мироздания. Располагают их в таком саду в строго определенном порядке, своеобразно повторяя модель Вселенной.

Конечно, у такого сада своя, особенная философия и организация. Европейцам и жителям других стран, которые привыкли к роскоши и пестрому разнообразию у себя на участке, не всегда понятен японский сад камней: фото его обычно не слишком выразительны, да и буйства цветов в нем нет.

Гармония и расслабление

Но, когда такой сад рассматривают вблизи, а не на фото, то эффект уже иной: сад вызывает чувство умиротворенности, тишины, покоя и простоты.

Ведь японский традиционный сад камней – это воплощение естественности, символизма и модного на сегодня минимализма. К тому же требование у него к площади и самому участку минимально. Поэтому для тех, у кого на дачном участке уже предостаточно буйства красок и разнообразия, лучше выделить отдельный уголок для изящного сада камней, куда можно будет приходить, чтобы успокоиться, снять стресс и поразмышлять.

Сад камней в Японии.

Оно располагает уникальными принципами и интересными приемами, а также выбором стиля обустройства ландшафта. Такое садовое искусство является образной сложной системой, имеет художественное содержание и эстетичное садовое устройство.

Есть достаточно большой выбор стилей, среди которых особенное место занимает изящная стилистика сада Японии.

Художественный японский сад сформировался в течение многих лет под воздействием природы этого государства.

Растительный мир и общая природа Японии – это острова, окруженные водой, полноводные интересные реки, различные красивейшие озера, шикарная флора и фауна, а также эстетичные большие горы.

Из-за географических уникальных особенностей Японии, там могут даже из нескольких квадратных метров площади земли сделать фантастический сад в стиле Азии. Именно так и появился шикарный сад камней, соединивший в себе символизм, популярный минимализм и естественность.

Гордость Японии

Удивительный сад камней является визитной карточкой и гордостью современной Японии. Уникальность культуры Японии заключается в том, что там старые традиции не уничтожаются. Здесь вековые традиции остаются без изменений, при этом новые идеи не уничтожают древнюю культуру, а, наоборот, дополняют ее.

Древний буддизм, принесенный сюда из Китая, также остался почти без изменений, однако был дополнен уникальным мировоззрением жителей страны. Именно так и сформировалось уникальное учение Японии, такое как дзен-буддизм, под действием данного удивительного учения создавались сады в храмах и различных монастырях, прославивших Японию по всей планете Земля.

Японский сад камней своими руками

Замечательная культура дзен сформировала неповторимый сад, где не используются растения, либо они все же добавляются, но в малом числе. Удивительный микромир из песка, камня, а также гальки и мха является образом всей вселенной, окружающей человека.

А служит такой сад для медитации, то есть для глубокого общего погружения в мир познания и раздумий.

Загадочный и изумительный сад, не всегда понятный европейцам, стал сегодня визитной карточкой и буквально лицом Японии. Аналогов японской садовой уникальной культуры нет ни в одной из других мировых стран, как в Европе, так и в Африке и Америке.

Удивительные традиции.

История этого государства сохранила имя самого первого мастера дзен, который и сделал первый такой сад в Японии. Имя этого мастера Соами 1480-1525 г., он основал такой сад, располагаемый в киотском знаменитом храме.

Японский сад камней с использованием газона

Расположен сад на участке земли 10×30 метров, где есть 15 камней, относящихся к пяти группам. А смотреть на камни требуется согласно традиции с определенного места, при этом таинственная гармония будет оказывать свое гипнотическое действие на человека.

Японский сад камней понравится тому, кто готов полностью отказаться от яркой пышности Европы. А оценить прелести храмового сада смогут люди, склонные к единению и размышлению. Если собираетесь сделать такой удивительный сад своими руками, то требуется учитывать ряд сложных моментов и деталей этого искусства.

Главные моменты стилистики садового искусства:

  1. Уникальная пустота. Уникальная садовая площадь не заполняется полностью, как это делается часто в садах Европы. Здесь значение занятого либо открытого места в саду должно быть достаточно контрастным и рациональным.
  2. Точка зрения. Требуется выбрать определенную точку для созерцания, вокруг которой и ориентируется сам сад. Такая точка должна располагаться с северной общей стороны, это связано с тем, что яркое солнце будет мешать человеку. Также объект концентрации мысли и взгляда часто располагают на западной или восточной части такого сада. Точка располагается в зависимости от времени суток, когда вы будете в саду, обычно это утренние либо вечерние часы.
  3. Асимметрия. Это главный принцип, здесь не требуется собирать одного размера камни и располагать их параллельно относительно друг к другу. Традиционный современный сад делают на основе геометрии семиугольника, а сами объекты здесь должны располагаться так, чтобы каждый камень можно было увидеть с любой точки обзора, это главный аспект.
  4. Использование водного объекта, главные аспекты. Если такой участок располагает открытыми водными объектами, то здесь требуется учитывать еще отражение сада в воде, это сложная и интересная задача.

Уникальной культуре Японии уделяют сегодня в России удивительно большое внимание, это касается традиций и самой культуры, а также философии, церемоний и кухни Японии. Удивительное учение самосовершенствования Кайдзен давно уже практикуется в Челябинске на одном из заводов.

План. Геометрическая схема расположения камней

Геометрические общие составляющие такого уникального сада из камней в храме Реандзи открыты для каждого, причем гармония этого чуда перенаправлена в максимально простые удобные формулы. Хотя, с другой стороны, садовое искусство, как и иероглифы Японии, останется удивительным и загадочным, даже если получится сымитировать его.

Японский сад камней и принципы его устройства.

Начинать обустраивать сад камней своими руками нужно тогда, когда уже составлен четкий его план. Нарисовать сам план можно просто на листке бумаги, в виде эскиза, и шаг за шагом реализовывать задуманное. Основа традиционного японского сада камней – это контрасты символов «инь» и «янь», издавна составляющие основу японской философии.

Японский сад камней «Инь- Янь»

Как «янь», в организации сада японцы представляют себе все объекты, которые устремлены вверх, в воздух, а женский «инь» — это все горизонтальные формы и земля. Такое сочетание отражено и в цветовых контрастах. Поэтому настоящий японский сад камней – это красиво подстриженный газон, композиция из 15-ти камней, высокое дерево (лучше хвойное) и низкие травянистые растения разного уровня.

Такой сад радует в любую погоду и любое время года.

Расположенным японский сад должен быть только на восток или юго-восток, но в светлой, слегка притененной части дачного участка. Важно избегать северного направления, из-за которого растения для такого сада будет очень сложно подобрать.

Читайте еще  Яблоня Квинти- описание сорта и его фото, как выращивать и ухаживать

Вокруг сада должно быть много пространства, чтобы сам он выглядел как отдельный уютный уголок, дарящий уединение от городской суеты. Хорошим решением будет расположение вокруг сада ухоженного стриженого газона.

Сам сад обустраивается по принципу рокария. А планировать его, по убеждению японцев, нужно по формуле «природа+искусство+философия».

Подбираем растения и камни для создания сада камней своими руками.

Создавая сад камней своими руками, важно в первую очередь продумать его смысловой организующий центр. Это может быть растение, камень, миниатюрный водопад или скульптура, которые будут стоять в самом центре сада и объединять в одно все окружающее пространство. А все другие предметы станут его эффектным обрамлением.

Элемент украшения сада камней

Конечно, характерные представители флоры настоящего японского сада могут плохо прижиться в климатической зоне России. Но хорошо себя чувствуют на российской земле миниатюрные кустарники барбариса тунберга, низкорослые кустики спиреи японской и миниатюрные деревца войлочной вишни.

Подойдет также ставший особенно популярным в последнее время китайский лимонник, который также растет в Японии. Но не стоит забывать, что японский сад – это царство хвойных растений, а потому можно смело сажать сосну, пихту и ель. Но для японского сада камней недопустимы ни колонновидные, ни пирамидальные растения.

Декорация для сада Сист-Одоси

В дизайн сада камней хорошо впишутся практически все элементы, которые можно найти в лесу: это и пни, и камни, поросшие мхом, и корни старых деревьев. Для мини сада нужно выбрать камни, которые долгое время пребывали в естественных для них природных условиях, а потому выглядят особенно живописно.

Для мини сада нужно выбрать камни, которые долгое время пребывали в естественных для них природных условиях, а потому выглядят особенно живописно.

Размещать камни в японском саду нужно по диагонали, а свободное пространство между ними заполнять травянистыми растениями или кустарниками.

Располагать декоративные камни нужно так:

  1. Участок нужно разделить на 9 частей, и в центре поместить самый большой камень.
  2. Сад условно делится еще на 2 части: главную, которая будет засажена растительностью, и второстепенная, «пустая», для необходимого контраста.
  3. По диагонали от большого камня нужно разместить 2 меньших по размеру.
  4. В завершении создается гармоничная композиция из камней и тропинки.

Главное, чтобы в итоге декоративные камни для сада были в нечетном количестве.

Делаем каменные тропинки и насыпи из белого песка.

Тропинка из камней – один из самых важных элементов японского сада. Чтобы ее сделать, камни нужно закапывать в землю неровной стороной. А сама форма тропинки должна получиться перпендикулярной оси камней.

Сад камней Рёан Дзи в Японии

Если сад совсем небольшой, можно сделать «дорожки в никуда» и умело замаскировать их концы растениями. Немаловажная часть сада камней – это песок и гравий. Чтобы песок не зарастал сорняками, насыпать его нужно только на хорошо очищенную от корней землю, а насыпь из гравия делать не менее 5-6 см.

Вокруг песка можно соорудить небольшой, но красивый бордюр из мелких камешков.

Декорация и украшение сада.

Малые архитектурные формы практически всегда используются в японском саде камней. Чаще всего это башенки и каменные чаши тсукубаи, но могут быть и другие формы, которые станут ярким акцентом для сада камней и придадут ему завершенность.

Чаша Тсукубаи, которая служит сосудом для омывания

Особенно японцы любят каменные фонари, в которых зажигают свечи в темное время суток. Подчеркнут изящность и таинственность японского сада камней скрытые и пьедестальные фонари. Но можно и использовать традиционные каменные фонари, установив в них не свечи, а имитирующие их небольшие и безопасные светильники.

Декоративный мини сад камней своими руками в 5 этапов.

Этап 1. Подготовка основы.

По контуру будущего сада положить бруски или шпалы. Если сад совсем миниатюрный, можно использовать даже рейки.

Этап 2. Изготовление каркаса.

Подготовленные брусья нужно скрепить гвоздями или шурупами и покрыть каркас краской или лаком.

Шаг 3. Подготовка «почвы».

Поверхность выделенного участка ради облегчения борьбы с сорняками рекомендуется покрыть черной пленкой, а поверх ее засыпать в каркас гравий или песок, не забывая при этом следить за уровнем. Но сам слой песка или гравий должен получиться не менее 5 см.

Шаг 4. Установка камней.

Камней в мини японском саде традиционно 15, которые делят на небольшие смысловые группки, уравновешивающие всю композицию. Самый распространенный вариант – по одному большому камню и двум маленьким подле него.

Все камни лучше выбирать и правильной формы, но так, чтобы они гармонировали друг с другом. Устанавливать камни нужно с небольшим погружением в песок. А уже по краям сада можно посадить немного растительности. Песок же нужно с помощью граблей разрыхлить так, чтобы он напоминал морскую рябь.

Шаг 5. Установка вечернего освещения.

Для вечернего и ночного освещения хорошо подойдут различные цветные лампы, которые выгодно подчеркнут гармоничность и умиротворенность мини сада камней. Получившийся сад должен смотреться просто и легко. Ведь создание японского сада камней – некое священнодействие, в него нужно вложить всю душу и делать все с трепетом и не спеша.

Каменный фонарь для освещения сада

Что такое сад камней, как обустроить его своими руками

Поистине удивительным и магическим выглядит японский сад камней — популярный вид ландшафтного дизайна, выполненного в стиле дзен-буддизма. Он предназначен не только для эстетического наслаждения, но и для медитаций. Это невероятно, но именно в таком месте появляется жизненная сила и внутренняя энергия. Создание подобной экспозиции возможно на любом приусадебном участке. Разумеется, такой сад должен иметь огранку в виде соответствующего ландшафтного дизайна всей территории.

Что такое сад камней

Сад камней, или сэкитай («каменный сад» по-японски), представляет собой разновидность ландшафтного дизайна, в котором главенствующую роль играют камни.

Валуны размещаются группами по три булыжника. Остальная территория сэкитая покрыта белым песком или серым гравием, на котором размечены бороздки, напоминающие воду. Такая схожесть неслучайна, ведь композиция является миниатюрным изображением нашей планеты. Песок — это мировой океан, камни — это скалы или суша.

Каждый элемент уникален и подбирается с особенной тщательностью. На первый взгляд кажется, будто булыжники лежат хаотично, на самом деле их размещение имеет определённый смысл.

История

Свою историю сэкитай начинает с XIV века в Японии. Прародителем уникальной композиции стал поэт, мастер по садовому оформлению и монах Мусо Сосэки, который придерживался принципов школы дзен-буддизма. Прошло более шести веков, а японцы до сегодняшних дней сохранили его творения, в числе которых находятся и сэкитаи.

С древних времён скопление камней в дикой природе обожествлялось в Японии. Отколовшиеся скальные куски почитались не меньше, чем сами горы. Их перевязывали особым образом и хранили как реликвию. Со временем валуны стали использовать в садах императоров и привилегированных особ. Подобные композиции начали появляться и около буддийских храмов. В XIX веке они распространились по всей стране и стали частым элементом экстерьера японских придомовых территорий. Спустя ещё сто лет, сэкитай появился и в Европе.

Расположение в сэкитаях камней по три в группе связано с буддийской триадой: «тело, речь, мысль»

Назначение и философия

Вместе с изображением воды камни являются основными элементами сэкитая, так как олицетворяют среду обитания и саму жизнь: Инь и Ян. Камень может отождествляться с землёй, небесными телами, животными или другими предметами — всё зависит от фантазии дизайнера и посетителей экспозиции.

Борозды на песке в саду камней символизируют течение воды, расходящейся от камней кругами

Белый песок или мелкая галька, на которых нарисованы тонкие полоски, направленные параллельно самой длинной стороне участка, дополняют картину.

Валуны — это скалистые острова, места, где обитает душа Земли. Форма, размер и цвет булыжников олицетворяет совершенную красоту природы.

Наслаждаясь каменной композицией, посетитель может медитировать и уходить внутрь себя. Такой великолепный вид позволяет забыть о мирской суете и подумать о гармонии и единении человека с природой. Наслаждение превосходным скалистым пейзажем раскроет внутренние силы и невероятную энергию.

Самые известные сады камней

Существует несколько древних, но сохранившихся до сих пор и пользующихся популярностью у туристов сэкитаев.

Сад Рёандзи

Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать — только находясь на веранде храма

Композиция расположена вблизи буддийского храма в городе Киото. Её строительство датируется 1499 годом. Небольшая прямоугольная поверхность площадью 300 квадратных метров содержит в себе 15 чёрных камней, которые разделены на 5 групп. Гравий, олицетворяющий воду, имеет тонкие бороздки.

Уникальность композиции в том, что с какого бы ракурса человек ни смотрел на камни, он не может увидеть сразу все 15 элементов. Один из них всегда будет спрятан. Считается, что все валуны откроются взору только тому, кто «достигнет просветления». В действительности весь комплект горных пород можно увидеть лишь возвысившись над сэкитаем Рёандзи.

Сад монастыря Тофукудзи

«Природу можно постичь созерцанием и интуицией» — считают японцы

Комплекс был построен в первой половине XX века. Поначалу кажется, будто садовый дизайнер Сигэмори повторил самый знаменитый Рёандзи, расположенный в том же городе. Однако символика и идея кардинально отличаются. Силуэты камней создают ощущение быстрого движения, которое замерло на одно мгновение.

Основная каменная композиция напоминает застывшего перед прыжком дракона.

Сады Дайтоку-дзи

Tokekiko — cамый маленький в Японии сад камней

Первый буддийский монастырь на территории комплекса Дайтоку-дзи был построен ещё в 1315 году. Сэкитай Tokekiko расположен рядом с ним и, несмотря на небольшой размер, очень известен среди дзен-последователей.

Композиционным центром этого сэкитая выступает плоский камень с кругами на «воде», нарисованными на белой гальке.

Сэкитай всегда наполнен очень глубоким смыслом — за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, «чудо вещей»

Isshidan — ещё один сад, представленный на территории Дайтоку-дзи.

В центральной части расположен необычайный остров, на котором живут мудрецы и провидцы. Говорят, если бесконечно долго смотреть на этот символический остров среди океана, можно достичь просветления.

Японский чайный сад в Сан-Франциско

Этот чайный сад — старейший из сэкитаев, расположенных за пределами Японии

Началом строительства парка считается 1894 год, работы по его совершенствованию производятся до сих пор. Японцы уделяют большое значение камням, поэтому его территория изобилует различного рода валунами и скальными породами. Имеется выделенное место и для классического японского сэкитая.

Основные элементы, символика и принципы устройства

Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали.

Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.

Количество камней

Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.

По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.

Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды

Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.

Расположение и расстановка камней

Есть несколько принципов расстановки горных пород:

  • камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем тех, что стоят вертикально — это необходимо для баланса энергии Инь-Ян, уравновешивания влияние вертикальных объектов — деревьев, заборов, строений;
  • обеспечение пустоты на фоне каменных глыб — простор отождествляется со свободой духа;
  • отсутствие симметрии, параллельных линий и одинаковых по размеру элементов;
  • сбалансированность композиции в каждой группе — для этого применяется приём построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчинённых;
  • камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли — его нужно углубить, чтобы он соединился с землёй, врос в неё, и на склоне камни вкапывают сильнее, чем на плоской поверхности;
  • красивый вид из семи точек обзора — необходимо мысленно нарисовать семиугольную звезду, каждый из концов которой может стать такой точкой, и на семи гранях фигуры устанавливать камни, при этом булыжники, зачастую кроме одного, должны быть видны со всех участков, выделенных для просмотра.

Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю

Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.

Песок и гравий

В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.

Узоры «воды» в японском саду призваны умиротворять, приносить спокойствие и гармонию

Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.

Узоры имеют скрытое значение:

  • ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
  • волнистый рисунок напоминает бурный поток;
  • круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.

Карэсансуй — другое название сада камней — в дословном переводе означает «сухой пейзаж». Поэтому в традиционном виде сэкитая воды нет. Однако японцы очень любят «текучие» материалы в любом их проявлении, и в саду камней воду заменяет песок.

В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.

Пусть это далеко не классика сэкитая, на берегу водоёма среди зелени и камни словно «оживают»

Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.

Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай

Знаменитый мастер садового оформления Мусо Сосэки — тот самый, который создал великолепнейший сад 15 камней Рёандзи, успел построить целый парк мхов. Он органично сочетает в себе огромные валуны и споровые растения.

Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно

Декоративные элементы

Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.

Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.

Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая

Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.

Как обустроить своими руками

Обустроить сэкитай своими руками можно, но для этого необходимо углубиться в историю создания и понять философию японского символизма, а также соблюдать принципы организации японского сада.

Где взять камни, нужно ли их обрабатывать перед «посадкой»

Самым важным элементом для японского сада камней являются непосредственно валуны — скальные породы.

Идеальным будет использовать оригинальные булыжники, которые откололись от гор под воздействием природных явлений.

Ветра и дожди обработают камень самым лучшим образом, однако на поиски таких экземпляров может уйти много времени, поэтому на сегодняшний день нередко прибегают к ручной обработке камней, создавая на их поверхности похожие на натуральные сколы и трещины.

Песок и гравий: какие нужны

В качестве основы для сэкитая используется белый чистый песок или мелкий гравий.

Перед тем как заполнить участок выбранным материалом, необходимо провести работы по очистке грунта от бурьяна. В противном случае придётся постоянно бороться с вновь выросшими незапланированными растениями.

Как обрабатывать сад: принципы рисования узоров на поверхности песка при помощи грабель

После того как основные элементы закреплены на своих местах и засыпано покрытие в виде песка или гравия, необходимо создать узоры, которые придадут композиции безмятежное настроение. Они рисуются при помощи специальных грабель с заострёнными концами параллельно наибольшей стороне участка.

Используя ровные линии, круги и волны, можно создать уникальную композицию

Как использовать декоративные элементы

Декоративные элементы используются для создания акцентов и придания нужных мотивов.

На большом участке можно расположить аккуратные мостики или даже оригинальный чайный домик. Более компактные сооружения ограждают невысоким забором. Он определит границы, за которые нельзя заходить, иначе придётся заново создавать на песке узоры.

Правила ухода

В отличие от живых элементов ландшафтного дизайна, сэкитай требует минимального ухода:

  • помимо заблаговременной очистки от сорняков, необходимо держать поблизости от композиции специальные грабли для того, чтобы поправить или изменить рисунок «воды» при необходимости;
  • если в саду присутствуют живые растения, их нужно периодически поливать и подстригать.

Миниатюрный сад камней: особенности, преимущества и недостатки

Любители японской культуры стремятся создать буддийский уголок в своём доме. Не всегда есть возможность выделить для этого место на участке. Кроме того, далеко не у всех есть дача или загородный дом. При этом остаётся желание иметь свой традиционный сад камней.

Принципы создания компактного сада аналогичны полноценному ландшафтному дизайну — натуральный камень, белый песок и правильные узоры на нём. Дополнительные детали помогут создать красивый предмет для отдыха. А миниатюрные грабли дадут возможность заниматься обустройством своего маленького сада в любое свободное время. Такой атрибут станет интересным предметом, помогающим расслабиться и забыть о бытовых проблемах.

Такой японский сад намного проще в уходе и способен поместиться на подоконнике

Его неоспоримыми плюсами также можно назвать то, что:

  • подобную композицию намного легче сделать своими руками — для этого подойдёт глубокий деревянный поднос, оригинальные камни небольшого размера и мелкий белый песок;
  • постоянно меняя расположение элементов, можно каждый день создавать новый компактный дизайн.

Наряду с вышеперечисленными преимуществами миниатюрного сада камней, имеется и недостаток: он никогда не будет полноценной ландшафтной композицией, в которой можно находиться целиком, что существенно упрощает процесс релаксации. Настоящую, задуманную атмосферу можно ощутить лишь в классическом сэкитае.

Традиционный японский сад камней — это настоящее произведение искусства, которое ежегодно манит к себе миллионы людей. Родиной описываемого сооружения является Япония. Сегодня многие страны могут похвастаться аналогичными садами, обустроенными по всем правилам. Создать подобный объект на своём участке может каждый. Но для этого необходимо изучить принципы его обустройства. Рядом с карэсансуй комфортно заниматься медитацией. Говорят, что правильно расставленные камни имеют магнетическое свойство, которое вселяет в человека уверенность, силу и спокойствие.

Японский сад – базовые элементы стилистики

Традиционные японские ландшафтные сады предназначены для мирного, сосредоточенного созерцания красоты природы. Идеей они в значительной степени опираются на буддийскую, даосскую и даже синтоистскую философии. Задача японского сада – стать духовным убежищем. Основной акцент восточного сада – природа. Элементы в японском саду символизируют или даже имитируют природные стихии. Таким образом, правильные геометрические формы и элементы из искусственных материалов не присущи японскому ландшафтному дизайну. Естественность и гармония японского сада способствуют созерцанию.

Японский ландшафтный сад отличается простотой. В дизайне японского сада используется всего четыре основных элемента:

  • камни,
  • вода,
  • растения,
  • орнаменты.

При выборе и организации этих элементов в гармоничном пространстве японского сада, не забывайте основные принципы:

асимметрия, перетекание, натуральность, баланс и символизм.

Правила создания сада в японском стиле.

  • Выбирайте простые природные материалы – гравий, камень, бетон.
  • Смягчайте острые углы. Избегайте прямых линий.
  • Выбирайте правильные растения, обратите внимание на вечнозеленые – различных размеров и текстур.
  • Камни в японском саду должны быть в изобилии.
  • Каменные фонари и дождевые цепочки – неотъемлемый декор восточного сада.
  • В японском саду обязательно должно быть много воды.
  • Атмосфера должна быть спокойная, настраивающая на созерцание. Поэтому – никаких ярких кислотных цветов. Только природные оттенки!
  • В японском саду должен быть мост, ну или хотя бы стилизация под мост.

Это были базовые правила. Теперь обратимся к практике и рассмотрим пошаговую инструкцию создания японского сада, а точнее опишем реализацию различных элементов в духе японского ландшафтного дизайна.

Дорожки в японском саду.

Садовые дорожки – едва ли не первый элемент, на который Вы должны обратить внимание при планировании японского сада.Важно проложить простые и естественные дорожки. Используйте гравий или камень. Бетон также часто используется в качестве материала мощения в японских садах.

Главное, на что Вы должны обратить внимание:

  • Садовые дорожки не должны быть прямыми.
  • Они не должны выглядеть отдельным элементом, наоборот, дорожки должны сливаться с окружением.
  • Они не должны выглядеть новыми. Пусть кажется, что по этим дорожкам ходили давно и природа уже поглотила их.
  • Края дорожек не должны быть четко очерченными. Сделайте так, чтоб растения прикрывали края.

Хороший вариант – любой, в котором наблюдается баланс природы и человеческого труда.

Растения для японского сада.

Какие растения подходят для японского сада? Японские сады отличаются пышными вечнозелеными растениями и ярко цветущими цветами – особенно красных оттенков.

Азалия садовая – вечнозеленый цветущий куст с яркими цветами.
Черная сосна – сосна часто неправильной формы. Достигает 25 метров в высоту, родом из Японии
Папоротник – добавит вашему японскому саду более пышный вид
Хоста – теневыносливый многолетних, выращиваемый ради декоративной пестрой листвы.
Японский клен — небольшое дерево, становится ярко-красным осенью.
Мох – отличный вариант напочвенного покрова для японского сада, лучше всего растет во влажных, затененных местах.
Барбарис Тунберга – кустарник, достигающий 2 метров, с красными побегами.
Аир злаковый – растение, растущее в форме пышной копны.

Японский сад камней.

Поговорим о том, где и как нужно размещать камни в японском саду.

Камни играют важную роль в японских садах. Согласно японской философии, скалы и камни олицетворяют силу и желание. В Японии размещение камней в саду считается духовным и художественным процессом. Форма камней должна быть естественной. Размер камней в одной композиции должен отличаться – едва ли Вы видели два одинаковых лежащих рядом камня в природе.

Для создания атмосферы японского сада лучше подходят темные камни. Центральная композиция из камней должна быть опорной точкой, центром, якорем всего пространства. Количество камней в композиции должно быть нечетным. Чаще всего композиция состоит из трех камней, это количество символизирует Буддийскую троицу.

Декоративные элементы в японском саду

Поскольку основной акцент в дизайне японского традиционного сада ставится на природу, такие сады имеют минимальное количество декора. Но есть несколько ключевых декоративных аксессуаров, без которых невозможно воссоздать настроение японского сада.

Первый и самый важный декоративный элемент – это каменный фонарь. Фонари в саду часто размещаются набольших плоских камнях рядом с водой – прудом или фонтаном.

Уместными в японских садах будут и статуи из камня или состаренной бронзы. Часто статуи изображают религиозные фигуры, например, Будду. Однако, они также могут быть в виде животных или иметь абстрактную, но не геометрическую, форму.

Еще один распространенный аксессуар для декора японских садов – дождевые цепочки. Это замена для традиционных желобов водосточных труб, которые обеспечивают прекрасное стекание дождевой воды. Цепочки крепятся к существующим желобам. При помощи такого нехитрого приспособления собирается дождевая вода. Воду можно повторно использовать в Вашем саду.

К элементам декора сада в японском стиле также можно отнести разнообразные ветряные колокольчики или гонги.

Вода в японском саду.

Вода играет большую роль в дизайне японского сада. Она символизирует течение времени или используется в качестве средства физического и духовного очищения перед входом в дом.

Фонтан в японском саду – не фонтан в привычном нам смысле. Это скорее просто текущая вода. Такие фонтаны хорошо гармонируют с природой, ведь вместо рафинированного бассейна мы видим камни с неровными краями, на которые стекает вода. Японские фонтаны всегда очень просты — акцент делается непосредственно на текучести воды, а не на внешнем виде фонтана. Возле воды нужно посадить папоротники и другие вечнозеленые растения. Фонтан в саду в японском стиле – не элемент декора, а неотъемлемая часть ландшафта.


Если у вас есть возможность и пространство – организуйте ручей, пруд или водопад. Помните, Японский сад — подражание природе, поэтому для ручьев или прудов создают извилистые природные формы. Для придания естественности пруду используйте водные растения и декоративных рыб.

Не у всех, кто хочет создать сад в японском стиле, есть возможность использовать воду. В таком случае течение воды нужно имитировать при помощи волн на песке.

Ограда и забор в японском саду.

Чтобы стать настоящим оазисом японского спокойствия, Ваш сад должен быть закрыт и отделен от внешнего мира. Ограждение в саду имеет важное значение для создания спокойной среды, подходящей для созерцания. В качестве ограждения можно использовать заборы, каменные стены или ухоженные живые изгороди.

Бамбук — самый часто используемый материал в дизайне японского сада, потому что он и выглядит хорошо, и является природным материалом. Вы можете соорудить бамбуковый забор самостоятельно, либо установить уже готовые бамбуковые панели.

Вход в японский сад.

Вход в сад в японском стиле должен быть гостеприимным. Широкие ворота или просто промежуток в живой изгороди можно окружить горшками с деревьями бонсай. Ворота являются доминирующей чертой японских садов. Ворота тории особенно популярны в Японии. Первоначально эти ворота служили входом в синтоистские храмы. Ворота тории олицетворяют переход из обычного мира в сакральное пространство.

Места для отдыха в японском саду.

В традиционном понимании, в японском саду не должно быть мест для отдыха. Это пространство, по которому нужно прогуливаться и предаваться созерцанию. Однако, можно устроить патио или беседку. Постарайтесь, чтобы место для отдыха не нарушало всеобщей гармонии.

При выборе садовой мебели, следуйте принципу простоты. Небольшие садовые скамьи не отвлекут от созерцания окружающей среды. Садовая скамейка из бамбука, тикового дерева или натурального камня гармонично впишется в ландшафт японского сада.

Если вы хотите оборудовать место для приема пищи на открытом воздухе – остановитесь на мебели в современном стиле с нечеткими линиями. Опять же, лучше остановить выбор на натуральных материалах. Цвет патио мебели должен быть как можно более незаметным. Обеденная зона может быть обозначена отличающимся мощением или отделена при помощи бамбуковых панелей.

Мостики и павильоны в японском саду.

Мост в японском саду не обязательно должен быть функциональным, то есть служить надземным переходом. Он может быть просто декоративным.

Крупные японские сады, как правило, содержат два элемента: мост и павильон. Если у вас есть достаточно пространства, вы можете рассмотреть возможность добавления одного или обоих этих элементов, чтобы ваш собственный сад полностью соответствовал японскому стилю.

Мосты в японском саду просты. Самый распространённый вид мостов –деревянный арочный мост. Второй возможный вариант – плоский зигзагообразный мост. Согласно древним поверьям, зигзагообразные мосты помогают удержать злых духов в страхе, потому что духи способны перемещаться только по прямой линии. Мосты имеют два символических значения. Во-первых, они символизируют жизненный путь. Во-вторых, они выступают переходом от мирского царства в духовное царство.

Павильон, или по-нашему беседка, может быть открытым или крытым. Как правило, павильоны строят из бамбука, но можно использовать любой тип древесины.

Мы с Вами обозначили основные элементы, на которые нужно обратить внимание при создании сада в японском стиле, теперь очередь Вашей фантазии и умения претворить в жизнь эту идею: создать японский сад своими руками.

Сад камней в японии

Камень в японском саду и японский сад камней

Очень часто можно услышать: «В японском саду все имеет свой, особый смысл, свое значение. Как же можно создавать у себя японский сад, если мы ничего об этом не знаем?» Я с этим не совсем согласна. Не все имеет тайный смысл, доступный только японцу. И они некоторые вещи делают просто для красоты и удовольствия. Однако что касается камней и, тем более, садов камней, которые можно было бы назвать вершиной японского символизма – тут действительно, очень интересно было бы разобраться. Предлагаю в этой теме попробовать собрать сады камней и узнать, какой смысл был заложен их создателями, а также попробовать разобраться, как же правильно работать с камнем в нашем саду.

Мне кажется, правильно было бы начать с самого знаменитого в Японии сада камней – сада храма Рёандзи (хотя, наверняка большинству это уже известно )) Он находится в Киото, второе название — «Сад пустоты». Дата создания: конец пятнадцатого – начало шестнадцатого веков. Площадь – около 200 квадратных метров. Сад состоит из пятнадцати камней, которые собраны в 5 групп.
Интересно, что изначально Рёандзи не был таким лаконичным. Известно, что военачальник Тоётоми Хидейошо (1536-98) однажды отправился в Рёандзи, чтобы полюбоваться на цветение вишневых деревьев. Таким образом, можно утверждать, что в шестнадцатом веке это был сад с цветущими деревьями, которые и сделали храм знаменитым. Упоминание о саде камней появляется лишь в семнадцатом веке, однако сад камней тогда был лишь второстепенным элементом сада, и длительное время вишневые деревья затмевали его. Затем, когда деревья погибли, люди увидели красоту камней и начали ценить ее.
Считается, что осматривать сад камней можно двумя способами. Первый – начиная с левой стороны. Сначала в глаза бросается группа из пяти камней, самая важная и заметная. Затем взгляд переходит в сторону группы из двух камней (самая скромная композиция), потом – на три камня справа, снова на два и, в конечном итоге, останавливается на последней группе из трех камней:
http://www.ogurasansou.co.jp/site/ima.
Второй способ – смотреть на сад, сидя в центре веранды. Отсюда группы камней кажутся выстроенными по эллиптической орбите. Скорее, это напоминает некие силовые линии, под воздействием которых все пять групп оживают и контактируют друг с другом. Группы напоминают священные свитки 12-14 веков. Здесь осмотр должен начинаться с правой стороны, т. к. сино-японская письменность идет справа налево. Три группы на заднем плане состоят из 7 камней. Далее взгляд переходит к пяти камням, которые формируют основную группу. Затем, точно также как пишется текст, линия поворачивает вокруг себя, отскакивает в противоположном направлении, и заканчивается в правом углу на переднем плане, где последняя группа камней:
http://takacello.net/blog/wp-content/.
http://i139.photobucket.com/albums/q3.
Всем известна особенность сада: с какой бы стороны зритель не осматривал его, один из камней всегда будет скрыт. Однако есть еще одна интересная деталь, которая заключается в количестве камней в некоторых группах. Как известно, китайцы и японцы считают нечетные числа наиболее благоприятными. Одна из формул, которые применяются в дзен-садах – создание трех групп камней из трех, пяти или семи штук, чтобы общее количество получилось 15. В саду Рёандзи пятнадцать камней расположены по следующей схеме: 5, 2, 3, 2, 3. То есть, две группы по 2 камня! Редкое, если не единственное в своем роде, явление! Интересно, с чем это может быть связано?
Существует несколько версий о том, что означают камни в саду Рёандзи.
1. Один толкователь выдвинул версию о том, что в саду Рёандзи – силуэты 16 архатов. И что автору пришлось убрать одного из этих святых персонажей в угоду предпочтения нечетных чисел.
2. Второй считал, что сад является иллюстрацией легенды об одном провинциальном губернаторе, которые исполнял свои обязанности столь добродетельно, что все тигры в округе, будучи покорены, взяли своих детенышей на спины и убежали через реку. Пятнадцать камней, таким образом, представляли собой тигрицу, которая помогает своему потомству переплыть через воду.
3. Композиция сада изображает морской пейзаж со скалами и островами, подобно тем, на которых жили бессмертные отшельники. Например, это можно представить как пейзаж, который можно было бы увидеть из окна самолета, когда вершины высоких гор прорезают море облаков.
4. Еще одна версия – иллюстрация пяти священных гор, которые у китайцев символизировали центр мира и четыре оси по сторонам света.
Однако ни одна версия не считается доказанной и единственно верной 🙂

С камнями в этом тигрином саду сплошные неприятности, никак люди не сойдутся в том, как их считать и вообще сколько их:((
Ведь у сада кроме распространенного названия Тора-но-ко ватаси (Сад переплывающих тигрят) есть и другое название Сити-го-сан-но нива (Сад семь—пять-три), что якобы имеет непосредственное отношение к тому, какое количество камней имеется в группах, если смотреть на них с востока на запад. То есть поочередно 7, 5, 3 .
http://www.jal.com/world/en/guidetoja.
Японцам такое сочетание чисел импонирует, оно весьма знаменито. Есть, например, такой детский праздник Сити-го-сан для детей отмечающих свой соответствующий день рождения. Очень красивый, потому что детей наряжают как взрослых. Или как кукол:)) Чудо как хороши бывают дети !

Вот как выглядят эти группы в миниатюре:
http://cs305508.userapi.com/v30550818.
Да и в том ли смысл, сколько этих камней? Да и очень как-то все зависит от того, что с чем группировать:)) Может, зря в свое время переполошил всех журналист-международник Владимир Цветов?

матрона, да, наверное, этим и объясняется странное для японцев количество камней — 2. Это не две группы по 2 камня, а композиция из 7 камней!
Посмотрела, кто такой Владимир Цветов ))) Я так поняла, что речь идет о его книге «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»? К сожалению, в продаже ее пока нигде нет. А о чем он писал?
Действительно, именно в этом саду значение чисел не столь важно. Мне понравилось высказывание Франсуа Бертье от имени сада:
«Я – это только камни на гравии. Я – это всего лишь масса и тишина, инерция и плотность. Никто и никогда не узнает мой секрет, если он вообще существует. Единственное, что может коснуться меня – резкий крик цикад, что пронзает сердце лета. Будьте счастливы тем, что можете прикоснуться к моей грубой красоте и непрозрачной плоти, смотрите на меня, не говоря ни слова и не спрашивая ни о чем, молчите и старайтесь через меня найти себя».

Nigma, конечно сад камней в Рёандзи не последний по значимости карэсансуй, совсем не последний.
А у нас он стал когда-то известным и широко разрекламированным для посещений именно благодаря упомянутой книге Цветова. Все бы ничего, и этот сад безусловно заслуживает и внимания, и известности, и спасибо Цветову, который, кстати, первым написал о феномене невидимого пятнадцатого камня.
Сожаление вызывает только то, что после публикации Цветова у нас стали усиленно считать камни в Рёандзи, и практически до самого последнего времени не на йоту так и не продвинулись в пониманиими такого явления, как карэсансуй. А наши туристы даже не подозревают порой, что в том же Киото есть сухие сады, заслуживающие как минимум не меньшего внимания.

В своих математических изысканиях и исчислениях люди уже чуть ли не до формул счастья додумались:(( А уж спекуляций, игр и прочей ерунды на эту тему размножилось — не сосчитать:((

Поэтому Ваша тема безусловно очень нужная во всех смыслах. И в познавательном, и в теоретическом, и, надеюсь, в практическом.

Nigma, Цветова можно здесь прочитать http://lib.rus.ec/b/242269
Тора-но-ко ватаси (Сад переплывающих тигрят) — как говорят в этом саду был представлен классический китайский сюжет о тигрице и трёх тигрятах, один из которых был невероятно злобным. Если злобного тигрёнка оставить с кем-либо из тигрят без родительского присмотра, он непременно загрызёт брата или сестру. И тигрица решает непростую задачу как переправится через реку, не потеряв ни одного тигрёнка. Пишут, также, что первоначально в саду было девять камней.
http://www.klrs.org/index.cgi?page=%B.

Элисса, так вот в чем дело! волк, коза и капуста:))

матрона, [6] точно! То-то я думаю, что-то это мне напоминает :)))

Элисса, [5] — спасибо, почитаю ))
Вот интересно, кто что видит в этом саду? Мне лично как-то ближе версия островов и скал посреди океана. Или материков (правда, тогда шестого не хватает :)). Хотя читала мнение, что визуальные образы здесь отсутствуют, и гравий не означает воду. Если брать версию переправы тигрят, то, получается, что они не плывут, а также находятся на островках?

Nigma, не могу похвастаться, что я законченный дзен-буддист, но меня вполне устраивает мысль, которая греет и этих уважаемых философов.
Впрачем, одна из их мыслей:))
А именно, что видимое не всегда является сущностным.

Ой, кажется и в этом опять что-то китайское проглядывает:))

Уважаемые японофилы, прочитала ваши очень интересные рассуждения о камнях, но меня все-таки интересует практическая сторона. Зачем мне гадать над известными композициями. Я хочу построить свою. Но для этого надо же выбрать какую-нибудь концепцию. Для чего буду строить я свои камни: Ради понятной (непонятной) только мне идее, для того, чтобы другим было приятно созерцать их или имитировать японские, то для чего? В общем понимаю, что нужна концепция,(какая -нибудь гармония?) но не знаю какая и на что ориентированная. Как подступиться к проблеме. Говорят японцы топчутся долго и перекладывают камни пока не найдут, но что? А может простой полет фантазии. Я в прошлом году заложила садик (типа японский) и мы просто разложили уже имеющиеся на участке камни (песчаник из карьера). Правда два камня под названием Эльбрус купила для «речки». В этом году хочу покупать новые, но как выбрать и с каким смыслом, которого сама не знаю (а надо ли знать заранее? или что приглянется). Помогите пожалуйста советами. К сезону очень хочется иметь план.

nataliko, возьму на себы смелость что-то сказать и о практике, хотя к сожалению мой опыт в этом деле совсем небольшой.

Для начала отвечу примером из своей недавней практики.
В моем японском садике никак не получалось завершить одно место. До тех пор, пока на интересную мысль — сделать сухой водопад — не натолкнула соседка, совсем далекая от японских садов.
Уже тогда, я имела представление о том, что такое сухой японский водопад, знала и о его символике ( сказку про карпа, преодолевающего трудности на своем пути и превращающегося в дракона).

Карпа мне не хотелось, но и как красиво расставить камни, я не знала. Пришлось-таки обратиться к теории, пришлось почитать, что пишут о водопадах вообще.
Оказалось, что типов японских водопадов и помимо истории с карпом хватает. Изучила типы.
И нашла-таки те общие черты в устройстве водопадов, в расстановке камней в них, которые более или менее характерны для водопадов многих (если не всех) типов.

Тогда я стала искать подходящие камни, глядя на многочисленные картинки, и это было уже не так трудно, как мне казалось в начале. Картинки очень помогали. Стала расстанавливать их, стараясь сообразовывать с правилами.

Каков результат, спросите?
Удивительно, но даже при нехватке подходящих камней, даже при моей художественной глухоте, не поверите, вдруг стал появляться водопад.
Впрочем, работа еще не закончена, хвастаться рано. Возможно, когда-нибудь отважусь показать:)) Я пытаюсь рассказать о своем опыте в общем не для этого. Что Вам даст еще одна картинка, причем, конечно, не шедевр?

Но вот о своих практических выводах скажу. Они мои личные и может быть не для всех подойдут.
1. Нельзя устанавливать камень где попало. Исправлять ошибки с камнем очень трудно, я это знаю. В моем садике есть такие ненужные камни. Сначала надо понять, где и зачем нужен камень в той или иной конкретной ситуации. Надо почувствовать, что именно здесь должно быть нечто из камня, что здесь не хватает камня.
2. Нельзя устанавливать какие попало камни. Камень долже соответствовать замыслу и месту. Раньше я думала, что окатанным камням совсем не место в японском саду. Думала, что нужны камни позаковырестей. В целом бульник это очень опасный, трудный вариант. Именно здесь и у меня есть большие ошибки. Однако и такие камни встречаются в японском саду. Самое главное всегда надо думать о том, подходит ли тот или иной камень конкретной ситуации. Можно попасть и с очень красивым на первый взгляд камнем. Каждый камень должен ждать своего часа.
3. Прежде чем начать работать с камнем, особенно, если с художественным вкусом не все в порядке, надо изучать теорию.
Надо обзавестись хоть какой-то идеей, которая будет вести. Если таковой нет, возмитесь на худой конец за воспроизводство некоторой подходящей модели, которая по каким-то мотивам или признакам соответствуе вашей ситуации.

матрона, спасибо! В общем поняла, надо выстрадать самой свою идею. Я хочу изучать то теорию, но где ее взять? В интернете? А в каком виде? Она, наверняка, на японском языке. Я вот тоже голову ломала по поводу формы, на наших каменных рынках, в основном обкатанные камни продают, а это уже как-то искусственно. Таких, как на картинках, редко встретишь, не до того, чтобы искать «черепаху», «журавля». Вот еще вопрос о соразмерности участка под садик и самих камней? Ну и конечно, о количестве и цвете. На японских фото вижу и темные и светлые, есть ли в этом смысл? Кто обладает информацией, поделитесь пожалуйста.

nataliko, тоже напишу, как я выбираю и расставляю камни. Сначала (как правило, зимой) смотрю фотографии. Лучше не садов, т. к. там часто можно встретить неудачные примеры, а просто природы. Смотрю, где и как там располагаются камни, что мне нравится, и я могу взять для себя. Потом, уже весной, «медитирую» на свой участок — где там просятся камни. Возможно, благодаря просмотренным фотографиям, информация откладывается в голове, и рано или поздно, находится решение. Здесь нужно поставить один камень, здесь – 3-5, а там камень должен лежать, ну и т. д. После этого еду на фирму и смотрю, что там есть, какие камни мне подойдут. Часто у меня даже название для них есть: в оном месте мне нужен «кораблик», в другом – «широкая скала», в третьем – «затонувший камень». Стараюсь брать камни одной породы, или похожие по цвету. И не округлые, их действительно очень сложно расположить. Чаще всего беру больше, чем планировала. Во-первых, всегда потом где-то окажется маловато камней, во-вторых, часто камень так понравится, что не взять его невозможно ))
Проще всего ставить камни на рельефе или около воды. Просто на газоне – самое сложное. Может выглядеть как чужеродный элемент. Тогда лучше сдвигать камни к кустарникам.
Это я написала про случай, когда место небольшое, и камней много не нужно. Если речь идет о сухом ручье (или мокром), большом водоеме или каменистой горке, то тут каждый камень не продумаешь. Я сразу беру много камней одной породы, но так, чтобы были разных размеров и разной формы. А потом уже на месте распределяю.

К [13] — Ну и, конечно же, теория нужна! Вернее, не теория – ее, как таковой, наверное, и нет, а изучение удачных примеров. Для меня японцы – непревзойденные мастера в работе с камнем. Почему бы не узнать, что символизирует тот или иной камень, какая идея заложена в саду? Ведь тогда и своя голова начинает лучше работать, появляются свои идеи. Например, кое-чему можно поучиться на этом примере (Daisen-in):
http://www.zengaerten-bildergalerie.d.
Во-первых, на абсолютно плоской земле создан рельеф, который смотрится достаточно естественно. Во-вторых, здесь используются приемы, которые визуально увеличивают пространство: один из двух высоких камней выше другого на 30 см., и он стоит ближе, чем тот, который дальше, благодаря чему кажется, что расстояние больше.
Или здесь — Kōrin-in(прошу прощения, нашла только маленькую фотографию):
http://www.japanesegardens.jp/mt_imag.
Картинку можно по кусочкам разобрать, что нравится, что нет. Мне, например, всегда нравились вот эти «лежащие в воде» камни, нравится, когда камень подпирает склон, нравится, когда камень частично скрыт кустарниками, или на него наползает многолетник.
То есть, по каждой картинке можно создавать свое правило, которым потом будем пользоваться ))

Nigma, теория камней есть-таки. И она несомненно может помочь практике.
Скажем, существуют классификации композиций из камнеЙ, с которыми познакомиться совсем нелишне.

Вот, например, такая:
1. Группы буддийских камней Буккё-тэки исикуми 仏教的石組
Из знаменитых компзиций можно назвать группу Буддийской троицы сандзон 三尊石組
http://corocat.cocolog-nifty.com/phot.
Камень ( камни) для дзэнских медитаций дзадзэн иси 座禅石.
Вот группа из Сайходзи, к ним для удобства ведет дорожка:
http://img5.blogs.yahoo.co.jp/ybi/1/b.
А эта дзэнская группа еще более выразительна:
http://img5.blogs.yahoo.co.jp/ybi/1/b.
Еще:
http://muso.to/teienn-seikanoniwa0068.jpg

2. Группы камней «ритуальной» символики Сюги сисо-тэки исигуми 祝儀思想的石組
К этой группе относятся острова журавля и черепахи, гора Хорай, фаллические композиции, а также, например, та же композиция сити-го-сан 七五三石組み. Последнюю, кроме Рёандзи, можно найти еще в ряде садов.
Вот, напрмер, работа Сигэмори Мирэя на тему 7-5-3:
http://muso.to/teienn-sikatake.htm
Его же:
http://muso.to/teienn-koudaiinn0050.jpg
http://muso.to/teienn-koudaiinn8589.jpg

3. Пейзажные группы фукэй-тэки исигуми 風景的石組
— сухие водопады таки исигуми 滝石組
http://muso.to/teienn-momoseke1345.jpg
http://muso.to/teienn-momoseke1317.jpg
— формление берегов рек, ручьев, прудов гоган исигуми 護岸石組
http://www5e.biglobe.ne.jp/

4. Функциональные композиции дзицуё-тэки исигуми 実用的石組
— пошаговые дорожки тобииси 飛石 http://muso.to/teienn-katura8986.jpg
— мощения сикииси 敷石. Вот любопытный пример сикииси, узнаете? http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/0.
— разнообразные функциональные камни для тёдзубати 手水鉢 или сонкё 蹲踞 http://oremado.net/modules/wordpress/.

Nigma, спасибо. Вы просто волшебник, так все замечательно рассказали, словно камни через Вас передали свое послание. Даже читая строки и просматривая Ваши фото, я уже представляю свои преобразования. Я поняла, надо подглядеть у природы! И если это красиво и как будто лежало веками, тогда и много камней не бывает! А чем они крупнее, кажется более эффектнее. Я делаю доклад сейчас к конференции по методологии и работаю с французским материалом и там в качестве разобранного примера написания эссе, вдруг читаю такую интересную информацию о Японии, цитирую план: «Тема — Японцы и природа; Проблематика — Говорят, Японцы всегда почитали природу. Так ли это? Аргумент — Связь Японцев с природой менялась в течение истории; Доказательство — Не было в японском языке слова природа до тех пор, пока не придумали перевод этого слова с английского языка в 19 веке; Объяснение — Не было осознания природы как предмета(субъекта) до 19 века; Обобщение — Отношение Японцев к природе претерпело большие изменения в 19 веке. Прежде не было слова природа, следовательно не было осознания того, что надо уважать природу». Вот такие интересные сведения, я даже не подозревала. Я считаю, что у японцев природа и человек — единое целое, себя они , думаю, не отделяют от природы, поэтому и слова такого не было.

nataliko, «Я считаю, что у японцев природа и человек — единое целое, себя они , думаю, не отделяют от природы, поэтому и слова такого не было.» — полностью согласна 🙂

Сад камней Япония

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Сад камней Япония Реандзи знаменит своей главной загадкой, по которой с какой бы стороны ты не смотрел на сооружение, взору всегда будет представать 14 камней, а пятнадцатый камень всегда исчезает с поля зрения.

Похожие записи:

  • Культура Японии
  • Цветение сакуры в Японии
  • Религия в Японии
  • Кимоно в Японии

Это ж сколько нужно терпения что бы выстроить такое чудо, а потом ещё постоянно коректировать, ведь малейших ветерок и вид будет уже не тот..

Читайте еще  Полезные женские травы - Травник
Ссылка на основную публикацию