Лошадь владимирский тяжеловоз- уход и содержание; Cельхозпортал

Тяжеловозы – группа самых крупных лошадей, отличающихся силой и выносливостью. Их издавна использовали для тяжелой работы в сельском хозяйстве и перевозки грузов.

В настоящее время кони незаменимы в сельскохозяйственных районах, где механизация затруднена.

  1. Виды тяжеловозов и их описание
  2. Российские породы
  3. Советский
  4. Владимирский
  5. Русский
  6. Зарубежные породы
  7. Австралийский
  8. Бельгийский брабансон
  9. Ирландский
  10. Французский першерон
  11. Английский суффолк
  12. Шотландский клайдсдейл
  13. Английский шайр
  14. Особенности тяжеловозов
  15. Правила ухода и кормления
  16. Особенности разведения
  17. Заключение

Содержание

Виды тяжеловозов и их описание

Существует несколько разновидностей отечественных и зарубежных пород.

Российские породы

На сегодняшний день известны 3 породы российских коней:

  • советский;
  • русский;
  • владимирский.

В XVIII веке была выведена порода битюг, которая в начале XX века совсем исчезла.

Советский

Эта порода сформировалась путем селекции жеребцов из Бельгии (брабансонов) с российскими лошадьми тяжелых пород. Выведением занимались на Украине. Кони по высоте меньше брабансонов. Спина – не самая крепкая их часть, и даже суставы при скачках являются проблемными.

Габариты:

  • рост в холке – 150-160 см;
  • вес – 700-1000 кг;
  • обхват груди – 180-200 см.

Окрас бывает рыжий, гнедой, чалый.

Владимирский

Конь был выведен во Владимирской области. Это самая крупная порода среди российских. Основные жеребцы-производители родом из Англии. Их скрещивали с кобылами, обладающими тяжеловесными качествами.

Лошадь наделена большой головой, широкой, но слабой спиной, слегка спущенным крупом, длинным хвостом. У владимирских коней гнедая масть.

Параметры:

  • рост в холке – 165 см;
  • вес – 800-900 кг;
  • обхват груди – 200 см.

Русский

Порода сформировалась путем скрещивания тяжелых лошадей бельгийского происхождения (арденов) с русскими породами упряжных лошадей. Это животные небольшого роста с короткими, но сильными ногами, мускулистые.

Для породы характерны отменные тягловые качества, они способны передвигать груз значительно большего веса, чем их собственный. Кони хорошо переносят холод, неприхотливы. Особенность характера – покорность. Окрас допустим рыжий и чалый.

Параметры:

  • высота — 145-150 см;
  • вес — 600-800 кг.

Зарубежные породы

Зарубежных пород насчитывается в мире около 40.

Лучшими из используемых и разводимых до сих пор фермерами считаются следующие:

  • австралийский;
  • бельгийский брабансон;
  • ирландский;
  • французский першерон;
  • английский суффолк;
  • шотландский клайдсдейл;
  • английский шайр.

Австралийский

Это основная порода, используемая фермерами Австралии для сельскохозяйственных целей (вспашки полей, транспортировки тяжестей). Порода участвует в конкурсах, где демонстрируется ее мощь и красота.

Отличительные особенности: мускулистое тело, короткие ноги с длинными волосами. Животные имеют разные характеристики длины, веса, роста на каждой ферме.

Важно! Австралиец не может жить в суровых климатических условиях.

Характеристики:

  • вес – 700-1000 кг;
  • рост – 170-200 см.

Бельгийский брабансон

Конь получил название от бельгийского района Брабансон и отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к тяжеловозам. Брабансоны начинали работать с 2 лет, в отличие от других тяжеловесов, которые «созревают» к 3 годам.

Параметры бельгийца:

  • высота – 160 см;
  • длина тела – 175 см;
  • окружность груди – 217 см.

Это долгоживущие лошади. Как правило, из 22 лет жизни в течение 20 они используются на тяжелых работах. Другие плюсы животных – неприхотливость в еде и уходе, высокая плодовитость.

Интересно! Каждый год более 25 тыс. лошадей этой породы вывозятся в различные страны мира.

Ирландский

Эти лошади – универсалы. Они могут и работать, и участвовать в скачках. Кони хорошо двигаются по любой местности, неприхотливы в еде и редко болеют.

Цвета масти: серый, красный, черный. Они не массивны, но физически сильны. Рост коня составляет от 150 до 160 см.

Французский першерон

Эта французская порода выведена, как считается, в XIX веке. Но знатоки утверждают, что она использовалась гораздо раньше в рыцарских походах в конных упряжках. Название произошло от области Перше (так называются горы во Франции).

Першерон грациозен, подвижен и мускулист. Лошади при больших нагрузках могут работать продолжительное время. Они не восприимчивы к большинству болезней и прекрасно себя чувствуют в различном климате.

Параметры:

  • высота – 160 см;
  • длина – 168 см;
  • окружность груди – 200 см.

Возможен серый или вороной окрас.

Английский суффолк

Суффолк выведен при селекции местных пород. Глинистые почвы Англии в далеком прошлом обрабатывались этой породой. Это покорное, но ловкое животное.

Представители породы наделены мощной шеей и туловищем с сильной задней частью. Окрас суффолка – это оттенки коричневого цвета. Лошади дружелюбны, живут долго.

Характеристики:

  • вес – 800-1000 кг;
  • рост – 700-1000 см.

Шотландский клайдсдейл

Клайдсдейл – шотландский тяжеловоз. Шотландец грациозен, силен и подвижен. Это настоящий «работяга».

Габариты:

  • высота – 170 см;
  • длина – 175 см;
  • окружность груди – 200 см.

Английский шайр

Породы взяла свое название от английского графства. Высокий рост отличает ее от других разновидностей. Телосложение пропорциональное, конечности мускулистые, нижняя часть имеет длинный волос.

Шайр – одна из самых тяжелых пород лошадей, ее вес доходит до тонны (у некоторых особей до 1,5 тонн). Это сильное и послушное животное. Шайры способны буксировать сельхозтехнику благодаря своей колоссальной мощи и габаритам. Окрас лошадей встречается серый и чалый.

Характеристики:

  • рост – 173-185 см;
  • масса – 900-1200 кг;
  • обхват груди – 215-255 см.

Особенности тяжеловозов

Лошади-тяжеловозы обладают рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества:

  • крепкие, мощные и красивые животные;
  • не требовательны к питанию;
  • легко адаптируются к окружающей среде;
  • послушные и умные, их легко приручить;
  • добродушный нрав;
  • быстрая обучаемость.

Недостатки:

  • не используются в спортивных соревнованиях;
  • имеют сердце такого же размера, как и обычная лошадь, поэтому не переносят сильных кардионагрузок;
  • у некоторых пород из-за огромного веса слабые суставы ног;
  • проблемы с вынашиванием жеребят.

Правила ухода и кормления

Тяжеловозы хоть и считаются неприхотливыми, но нуждаются в особых условиях содержания.

Для ухода необходимы:

  1. Просторная конюшня с вентиляцией, окнами, бетонным или деревянным полом. Помещение должно быть чистым и сухим. Необходимо ежедневно производить санитарную обработку денника (убирать навоз и использовать чистую подстилку).
  2. Гигиеническая обработка лошади включает в себя чистку шерсти и копыт, уход за зубами, чистку и расчесывание гривы.
  3. Прогулки. Подойдет специально огороженная территория без ядовитых растений.
  4. Купание производится в теплом помещении зимой, в летний период подойдет водоем или мытье из водопровода.
  5. Правильное кормление. В сутки лошадь съедает 20 кг сена или травы, 2 кг отрубей, 9-10 кг зерна, 4-6 кг витаминизированных кормов (морковь или яблоки).

Особенности разведения

Тяжеловозов разводят в основном для сельскохозяйственных работ и на мясо. Во многих странах (например, Италии, Австрии, США, Аргентине) государство поощряет фермеров за развитие животноводства.

Также животных разводят для участия в конкурсах и ярмарках, где особи оцениваются по сложению и красоте.

Заключение

Разведение тяжеловозов требует больших усилий, заботы, опыта и преданности. Чтобы получить здорового жеребенка, нужно выбирать здоровых родителей. Успех породы зависит от заводчиков, которые должны внести свой вклад в производство качественных животных.

Рабочие лошади тяжеловозы

Лошади тяжеловозы — это породы, которые появились в Европе в средние века. Они ценились среди рыцарей, которые носили железные доспехи. Выдержать тяжелого всадника мог только крупный и мощный конь. Со временем их начали применять в сельском хозяйстве. Сейчас эти лошади имеют своих ценителей, нередко используются в верховой езде. Ездить на тяжеловозе удобнее, чем на скакуне, хотя на быструю прогулку с ветерком рассчитывать не приходится.

Описание тяжеловозов

Кони тяжеловозы относятся к так называемым «холоднокровным» породам. Они не отличаются резвостью и энергичностью, не могут развивать больших скоростей, зато такие породы очень сильные, способны перевозить большие грузы. Они отлично приспособлены к любым климатическим условиям.

Внешность лошадей тяжеловозов не столь привлекательна, как у скакунов, ведь выращивали их не для выставок, а для тяжелой работы. Они массивные, коренастые и мускулистые, часто неуклюжие. Рост и вес тяжеловозов самый большой среди всех лошадиных пород. Конь рекордсмен тяжеловес имел массу около 1,5 т, а высоту в холке — 220 см. Сейчас каждый представитель весит 700-1000 кг, имеет рост 170-200 см. Среди некоторых пород есть великаны ростом более 2 м и весом более 1 т.

Аллюр у лошадей тяжеловесов мягкий. Они могут бегать шагом, рысью и галопом, причем очень плавно переходят с одного аллюра на другой. Тряска в седле почти не ощущается, так как конь не может высоко подниматься над землей. Вот почему они подходят начинающим всадникам и любителям спокойной верховой езды. Бежать в карьере тяжеловесные породы лошадей не могут: у них слишком большая масса тела и толстые ноги.

Характер у тяжеловозных лошадей спокойный и уравновешенный. Они никогда не проявляют агрессии, послушные и уступчивые, несмотря на внушительные размеры тела. При взгляде на этого великана трудно поверить, что у него сердце настоящего добряка. К сожалению, повсеместное увлечение скакунами отодвинуло этих мощных коней на задний план. Многие породы находятся на грани исчезновения.

Список тяжеловозных пород

Почти все тяжеловозные современные породы лошадей ведут свою родословную от рыцарских коней Дестриэ, выведенных в Средневековье. Предполагают, что первоначально они возили немецких воинов. Эти лошади были ростом 175-200 см, весили 800-1000 кг. Они способны были вынести на плечах рыцаря в тяжелых доспехах. К сожалению, были не слишком выносливыми. Бежать быстро аллюром с грузом могли не больше 1 км. Ни одной картинки с их изображением не осталось. На сегодняшний день это исчезнувшая порода, но у нее есть свои прямые потомки:

  • Тяжеловоз Перешерон из Франции;
  • Бельгийский Брабансон;
  • Английский Шайр;
  • Шотландский Клейдесдаль.

Кроме этих древних пород на сегодняшний день существует множество других, выведенных в разных частях света:

  • Австралийская;
  • Булонская;
  • Ирландская;
  • Суффолк.

В России тоже существуют породы своих лошадей тяжеловозов:

  • Русский;
  • Советский;
  • Владимирский.

Мы привели породы, которые существуют до сих пор. Но сколько их уже исчезло? Ведь любой агроноватор предпочитает технику живой силе. Потребность в рабочих конях практически отпадает, а в скачках и современном спорте массивные лошади участия брать не могут.

Древние породы тяжеловозов

Старинные породы тяжеловозов разводятся в Европе не одно тысячелетие. Они стали родоначальниками многих современных разновидностей этих крупных коней.

Бельгийский Брабансон

Предками Брабансонов были арденские и фламандские лошади. Эта кони являются гордостью Бельгии, так как это единственная порода лошадей тяжеловозов, выведенная в этой стране. Конь имеет мощное телосложение, мускулистый корпус, широкую и сильную шею. Ноги достаточно тонкие для тяжеловоза. Раньше у Брабансонов провисала поясница, но сейчас этот недостаток исправлен. Основные параметры лошадей следующие:

  • Высота — 165-173 см.
  • Масть бурая, гнедая саврасовая либо чалая с рыжим оттенком.
  • Голова маленькая.
  • Шея мускулистая, коротковатая.
  • Тело компактное, глубокое.
  • Ноги сильные, не слишком длинные, со щетками в нижней части.

Брабансон — не самая крупная тяжеловесная рабочая лошадь. Тем не менее он очень сильный, долгие годы был незаменим у бельгийских крестьян. Использовался для перевозки грузов, сельскохозяйственных работ. Порода выносливая и неприхотливая, привычная к большим нагрузкам.

Першенон

Громадные французские лошади считаются одними из самых крупных среди всех тяжеловозов. В их жилах течет кровь булонских и бретонских коней, а также арабских скакунов. Они гармонично сложены, немного суховатые, массивные и выносливые. Стоит раз увидеть этого великана, чтобы представить себе его мощь. При больших размерах остаются на удивление ловкими, обладают мягким аллюром.

Характеристика и описание Першенона:

  • Высота — более 200 см.
  • Голова небольшая.
  • Шея мускулистая, средней длины.
  • Корпус мощный.
  • Ноги мускулистые и сильные, со щетками внизу..

Першеноны — темпераментные лошади. Они живут 20-25 лет. Скрещивают породу с другими лошадьми, чтобы получить сильных охотничьих и спортивных коней.

Английский тяжеловоз изначально разводился как военная лошадь и лишь потом начал ходить в упряжи, использоваться в сельском хозяйстве.

Порода это неоднородная: одни лошади прекрасно подходят для верховой езды, другие — для перевозки грузов, спортивных соревнований. Шайр гармонично сложен, но немного приземист, выносливый и сильный. Высота его — 165-180 см, масти бывают очень разными.

Порода Шайр постоянно совершенствуется, потому в скором времени есть надежда, что она избавится от некоторых недостатков, станет более однородной. Темперамент у этих лошадей спокойный, они послушные и легко управляемые, потому их нередко используют для получения жеребят с податливым нравом.

Клейдесдаль

Шотландский тяжеловоз — это типичная рабочая лошадь для сельской местности. Свое название конь получил от маленькой речушки Клейд, которая впадает в Северное море. Отличается данный скакун мощным строением тела, выносливостью и неприхотливостью в содержании. Быстро созревает и дает здоровый приплод.

Вот краткая характеристика Клейдесдаля:

  • Высота — 163-173 см.
  • Вес — 800-900 кг.
  • Голова с узким любом, умными глазами.
  • Шея удлиненная.
  • Масть в основном гнедая, ноги «обуты» в белые «носочки», со щетками, сильные и мощные.
  • Копыта расширенные, с хорошей эластичностью.

Тяжеловоз до сих пор используется в сельском хозяйстве Шотландии. Особенно полезен жеребец в высокогорных районах. Характер имеет спокойный и покладистый.

Породы лошадей тяжеловозов из разных стран

Популярность тяжеловозов стала падать, когда в военном деле начали использовать более легких скакунов, но эти кони заняли достойное место в сельском хозяйстве. Крестьяне оценили их силу и выносливость, совершенствовали навыки на протяжении столетий.

Читайте еще  Жёлудь - описание растения и плода, полезные свойства и применение, как вырастить дуб из желудя в домашних условиях

Булонская порода

Тяжеловоз был выведен во Франции в XVII веке, хотя многие считают, что она ведет свою родословную еще со времен Древнего Рима. Отличается чрезвычайным изяществом, элегантностью, что можно заметить даже на фото. В аллюре легко переходит на рысь.

Краткая характеристика Булонского тяжеловоза:

  • Рост — 155-165 см.
  • Масть в основном серая, встречаются гнедые и рыжие лошадки.
  • Голова с правильным профилем, выразительными глазами и маленькими ушами.
  • Шея с развитой мускулатурой.
  • Ноги коротковаты и мощные.

Существует две разновидности породы: тяжелая и легкая. В последнее время коней начали использовать в мясном производстве, потому легкая разновидность начинает исчезать.

Австралийская порода

Австралийский тяжеловоз является смесью британских пород (Шайра, Клейдесталя, Суффолка) с Першенонами. Обладает мощным телосложением, необычайно выносливостью, является единственной аборигенной породой в Австралии.

Вот краткая характеристика лошадей:

  • Высота — 170 см.
  • Масса — 600-900 кг.
  • Масть бывает однотонной либо пятнистой.
  • Голова средних размеров.
  • Ноги коротковатые, мускулистые, со щетками в нижней части.

У Австралийской породы тяжеловозов кроткий и спокойный характер. Этих лошадей до сих пор используют в сельском хозяйстве, для верховой езды, они участвуют в спортивных соревнованиях среди тяжеловесных коней.

Ирландская порода

Ирландский тяжеловоз — относительно небольшая лошадь с аккуратным корпусом, ровной осанкой, прямой спиной и покатым крупом. Получена порода от скрещивания английских скакунов с дикими лошадьми, которые издревле обитали в Ирландии. Характеристика лошади:

  • Рост — 150-160 см.
  • Масть — любая из стандартных, бывают кони с белыми пятнышками.
  • Голова маленькая, профиль прямой.
  • Грудка расширенная, с развитыми мышцами.
  • Ноги мускулистые и сильные.

Ирландского тяжеловоза можно отнести к упряжно-верховым лошадям. Силовые показатели уступают другим породам тяжеловозов, зато Ирландец подвижнее, его используют, в спортивных соревнованиях, на сельхоз работах, при перевозке грузов.

Русские породы тяжеловозов

Первой породой русских рабочих тяжеловозов был Битюг. Его широко использовали крестьяне во всех регионах. Эти кони возили телеги, сани, повозки и даже цыганские кибитки.

До наших дней скакуны не сохранились в чистом виде, но кровь их течет в жилах многих сельских лошадок, которые используются на полях России до сих пор. Зато за последнее столетие в нашей стране было выведено несколько новых пород.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз был выведен путем скрещивания бельгийских арденов и местных лошадей. При этом удалось исправить недостатки ардена: угловатый корпус и не слишком гармоничное телосложение. Отличаются тяжеловозы из России силой и выносливостью, хоть размеры у них не слишком крупные.

Экстерьер можно охарактеризовать следующим образом:

  • Высота — 170 см.
  • Вес — приблизительно 1000 кг.
  • Головка средненькая.
  • Шея с хорошо развитыми мышцами.
  • Грудка широкая.
  • Мощные ноги с правильной формы копытами.

Уникальной характеристикой породы является легкая косолапость. Это можно заметить даже на фото. Кобылы отличаются высокой молочностью, способны давать до 4000 л за лактационный период в 300-305 дней.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — относительно новая порода, зарегистрированная в средине прошлого столетия. Для ее получения скрещивали Брабансонов с местными кобылами, чтобы повысить приспособленность к холодному климату, улучшить формы и конституцию. По силе советский представитель превосходит многих других тяжеловесных лошадей, при этом он имеет красивое, мощное строение тела с округлыми формами и развитыми мышцами.

Вот краткое описание породы:

  • Высота — 156-161 сантиметр.
  • Небольшая пропорциональная голова с выпуклым профилем.
  • Шея укороченная.
  • Грудка широкая.
  • Спина удлиненная.
  • Ноги довольно короткие, сильные и мощные.

Тяжеловоз советской породы неприхотлив в содержании, прекрасно адаптируется к самым суровым климатическим условиям. Темперамент у таких лошадей спокойный, управляемость хорошая. Чаще всего они используются в сельском хозяйстве для перевозки грузов.

Владимирский тяжеловоз

Эта отечественная порода тяжеловесных коней была выведена на основе Шотландских тяжеловозов Клендсдейлей. Работы начались еще в конце XIX столетия, но были немного хаотичными, потому окончательно порода сформировалась лишь в 30-х гг прошлого века. Кони тяжеловозы Владимирской породы — самые крупные среди всех отечественных лошадей. У них массивное и мощное телосложение.

Основные параметры следующие:

  • Высота — 163-170 см.
  • Голова большая, профиль выпуклый.
  • Шея мощная и удлиненная.
  • Спинка длинная, круп немного опущен.
  • Ноги с мощным костяком и мускулатурой, нередко с гутой щеткой.

Лошади очень дружелюбные, достаточно активные, их часто запрягали в повозки и тройки, использовали в качестве упряжных. При этом кони обладают большой силой, способны перевозить немалые грузы.

Более подробно рассмотреть все породы можно на фото. Конечно, тяжеловозные кони не так красивы, как скакуны. Но их мощь и сила, добрый и спокойный нрав многих завораживают. Работают тяжеловесы отлично, потому они не утрачивают своей актуальности во многих сельскохозяйственных районах. Кроме того, для них устраивают специальные соревнования по перевозке грузов. Популярны они и среди любителей верховой езды.

Кони тяжеловозы или живые грузовики

В прежние времена в северных и западных странах вовсе не было стольких пород лошадей, сколько можно увидеть теперь. В странах Европы знали лучше всего одну породу – северную.

Это были чаще некрасивые с виду, но коренастые и довольно сильные кони тяжеловозы, на которых и ездили верхом, и возили поклажу. Работали на полях тогда волы да коровы. Одни северные лошади были покупные, другие – поменьше ростом, но все они походили друг на друга короткой шеей и большой, тяжёлой головой.

Эти коренастые, неуклюжие кони были совсем не похожи на тех лошадей, которые встречались обычно на юге. Жители южных стран ездили на красивых тонконогих лошадях, с длинной шеей, небольшой изящной головой.

Южные лошади в Древней Руси назывались «аргамаками», они были прекрасными скакунами, и слава об их красоте и резвости шла повсюду.

Присмотревшись, можно было, кроме южных и северных, найти другие породы. Но больше всего было всё же северных и южных лошадей.

Так вот, в 1465 году по дорогам Бельгии верхом на крупном неуклюжем коне северной породы ехал безвестный рыцарь. Он возвращался из военного похода. Конь его был необыкновенно рослый и встречные лошади по сравнению с ним казались жеребятами.

Своего коня рыцарь купил когда–то в монастыре. Только монахи – люди предприимчивые и держали тогда таких крупных коней. Они скупали их где только могли, выращивали на обширных монастырских землях и продавали рыцарям.

То было время, когда полки рыцарей отправлялись в далекий путь покорять и грабить богатые южные страны – Палестину, Сирию, Африку. Но для далёкого пути нужна была рослая сильная лошадь.

Тяжелы рыцарские доспехи – панцирь, шлем, щит. Всё это весило немало, рыцарь ехал в полном вооружении, а конь его шагал, словно не замечая груза.

Однако рыцарь всё время сердито понукал коня и всё поглядывал на встречных путников с маленькими проворными лошадками. Куда ему, безродному скитальцу, теперь этот конь – великан? Он силён, да слишком уж громоздок. А походы кончились. Рыцарю нужна была лошадь поменьше.

И в тот же день в придорожной харчевне рыцарь обменял у местного крестьянина своего коня на обычную верховую лошадь и, довольный, отправился искать счастья дальше.

А крестьянин, получив рыцарского коня, не мог не радоваться своей удаче. Вот это конь! Как хорошо с ним будет работать на полях, перевозить поклажу…

Когда крестьянин подъехал к своему дому верхом на новой лошади, вся деревня высыпала на улицу. А когда родился от рыцарской лошади крупный жеребёнок, его выпросили в соседнюю деревню.

Второго жеребёнка, тоже большого, крестьянин продал соседу. Вскоре от этого коня и его жеребят в соседних сёлах вывели больших лошадей. Случалось и другим крестьянам покупать этих коней, ведь многие рыцари тогда возвращались из походов!

Эти сильные кони тяжеловозы очень пригодились в крестьянских хозяйствах. И крестьяне продолжали разводить крупных лошадей. Пришло время, и большие, сильные кони стали появляться в бельгийских, а затем в других городах.

Каких только тяжестей не пришлось им перевозить! Ведь, кроме лошадей, тогда не было другого транспорта. Между тем новые кони были замечательны и тем, что начинали работать не с трёх лет, как обычные, а раньше.

Знаменитых лошадей стали раскупать. А в самой Бельгии, в провинции Брабант, открыли конный завод. Конные заводы и раньше были в Англии, в России и в других странах, но разводили там чаще всего верховых лошадей.

Для завода в Брабанте стали отбирать самых сильных и рослых коней. Завели для них особую книгу, в которую записывали родословную лошади, имена родителей. Записывали также, на каком году лошадь начинала работать, сколько она весит, сколько груза может тащить.

И от лучших лошадей оставляли жеребят. Так постепенно в Бельгии были выведены кони тяжеловозы . Назвали их брабансонами, по имени провинции Брабант. Но брабансоны не долго оставались единственной породой грузовых лошадей.

Бельгийских крупных лошадей вывезли в Англию, где от них и местных коней вывели своих тяжеловозов – огромных толстоногих шайр и белоногих горбоносых клейдесдалей.

Появились эти лошади и во Франции, серые и вороные першероны. В России ещё со времён Петра Первого грузовых лошадей стали держать по поймам реки Битюг, возле Воронежа. Здесь от привозных лошадей и местных создали у нас отличную породу битюгов, которых прежде звали также ломовыми лошадьми.

Тяжеловозы отличались толщиной шеи, ростом и косматыми пучками волос – «щёток» — возле широких крепких копыт. Это было живое воплощение могучей силы. Правда, кони тяжеловозы были тихоходами. Они мерно шагали по дорогам с тяжёлыми фургонами. Но кто же может сказать, что они хуже или меньше нужны человеку!

Поэтому во всех странах продолжали держать тяжеловозов. И хотя рыцарские кони были сильны и рослы, позднее удалось вывести просто сказочных коней.

Ещё в 1632 году в Гаврилов–Посаде, Владимирской области, был «государев конюшенный двор» с конным заводом. Случалось, что кони из государевой конюшни попадали в окрестные деревни.

Крестьяне работали с ними на плодородных, но тяжёлых для плуга пашнях. Холили, пасли на лугах с высокими, сочными травами. Эти кони сохранились до наших дней.

Но от них местные колхозники вывели ещё лучших, всем известных владимирских тяжеловозов. Это рослые гнедые и рыжие кони с белыми отметинами, словно чулками, на ногах, с большими звёздами на лбу. Весят такие кони тяжеловозы больше тонны, а работать начинают уже с двух лет. И ещё как работают!

Славного представителя владимирской породы чудо–коня Атласного многие видели на Выставке в Москве. Нельзя не поразиться, узнав, как он силён. Крупный грузовик–десятитонка, как ни старается, тянет с силой в сто лошадиных сил.

Атласный же, поднатужась, повёз во время испытаний по грунтовой дороге около 16 тонн груза. Но у Атласного есть достойные соперники – братья и сестры, которые не уступают ему в богатырской силе. А порой и превосходят её.

В 1959 году рыжий великан Форс, родом из Починковского конного завода, под Нижним Новгородом, повез 23 тонны груза. И стал всемирным чемпионом – силачом!

А ещё через несколько лет вороная лошадь Лита из Латвии повезла на соревнованиях сани с 35 тоннами песка. Она прошла шагом всего 10 метров… Всё равно была признана сильнейшей!

Першерон

Першерон – настоящий гигант конного мира. Эти сильные и мощные лошади не обделены грацией, которая досталась им от восточных конных пород. При своих внушительных размерах они обладают спокойным характером, благодаря чему люди легко находят общий язык с этими лошадьми.

Происхождение вида и описание

Першерон – порода тяжеловозных лошадей, выведенная во Франции еще в 18 веке. Особенность этих лошадей в том, что они выведены путем скрещивания арабской изящной породы с местными тяжелоупряжными лошадьми. Першерон – конь, которому присуща огромная сила и тонкая грация.

Свое название эти лошади получили от области Перше, которая расположена на юге реки Сены. Там эти лошади были выведены и преимущественно там размножались. Порода была выведена из необходимости в сильных лошадях, которые могли бы доставлять почту и перевозить людей.

Интересный факт: Есть версия, согласно которой первые першероны были выведены специально для рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи. Маневренные, но сильные кони сопровождали воинов в крестовых походах.

Першерона можно назвать породой, которая не была выведена целенаправленно. Арабские завезенные лошади свободно скрещивались с неметизированными тяжеловозами, но из-за узкого ареала порода приобретала особые черты, такие как массивная конституция, высокий рост, однообразие мастей и особенности характера.

Видео: Першерон

Французы различают три типа такой породы:

  • крупные першероны – очень большие, массивные лошади, более склонные к тяжелым работам;
  • средние – самый распространенный и сбалансированный тип;
  • мелкие першероны – это кони, более приспособленные для конкура и выездки.

В СССР першероны получили большое распространение в военные годы. В 1941 году они разводились в племенном коневодческом рассаднике в Воронежской области. Эти лошади находили применение в войну, поскольку без труда преодолевали препятствия, которые были труднопроходимы на технике или пешим ходом. Благодаря смирному характеру кони были легки в управлении.

Внешний вид и особенности

Фото: Как выглядит першерон

Першероны отличаются своей мощью, но в то же время изяществом. Это гигантские кони до 162 см., в холке. Их грудь в обхвате равна примерно 200 см., но при своих габаритах кони не выглядят грузно. Разброс мастей достаточно ограниченный: чаще всего это серые или вороные кони, реже – рыжие и чалые.

Часто встречаются серые кони в яблоках. Голова относительно небольшая, но с крупным и широким лбом, большими глазами и длинными ушами. Нос немного приплюснут, ноздри очень широкие.

Шея першеронов крепкая и широкая, средней длины, но благодаря хорошей постановке выглядит изящно. Другие тяжеловозы с такими же параметрами выглядят куда более грузно и массивно. Грива и хвост першеронов растут длинными и густыми, но жесткие волосы редко путаются.

Длинное мощное тело с прямым крупом, приподнятая холка. Короткая мускулистая спина поставлена таким образом, что лошади без труда выносят как верховых всадников, так и прицепные возы. Благодаря такой спине лошади отличаются маневренностью.

Читайте еще  Галега (козлятник лекарственный) лечебные свойства и противопоказания

Грудь першеронов глубокая и широкая. Ноги очень сильные и длинные, но с очень короткой крепкой пястью. Суставы крайне плотные и сухие, что позволяет лошадям быть очень выносливыми.

Теперь Вы знаете как выглядит першерон . Давайте же посмотрим, где живут гигантские лошади.

Где обитает першерон?

Фото: Першерон в России

Першероны – не дикие лошади, поэтому обитать они могут только на конюшнях и заводах, где квалифицированные люди занимаются их разведением. В России огромную роль в выведении породы сыграл Хреновский конезавод еще в конце 19 века. Туда из Франции были привезены лучшие представители своей породы.

До 2011 года першероны разводились на заводе в Ульяновске. Завод обанкротился в 2011 году, из-за чего лошадей стали массово продавать в качестве оплаты долгов. К сожалению, не все чистокровные кони попали в грамотные руки коневладельцев, поэтому потенциал породы в России был утерян.

Также известно, что в разведении першеронов в России принимали участие конезаводы в следующих городах:

Благодаря совместным усилиям заводчиков першероны получили более продвинутые качества, несколько изменившись в особенностях породы. Благодаря местным заводчикам российский першерон отличается большей выносливостью и укрупненным телосложением. Если бы заводы по разведению породы не были закрыты, то лошади получились бы еще более сильными.

На сегодняшний день першероны живут только у частных заводчиков. Лошадей держат на частных конно-спортивных комплексах и конюшнях. Обязательно в содержании выпускать першеронов на ежедневные прогулки – это хорошая профилактика болезней опорно-двигательного аппарата. Першерон нуждается в большом пространстве. К сожалению, содержание у частных лиц, а не у профессиональных заводчиков сказывается как на качестве данной породы, так и на ее численности.

Чем питается першерон?

Фото: Черный першерон

Все лошади, которые участвуют в соревнованиях или разводятся для конкретных целей, имеют особый тип питания. Такие крупные кони, как першероны нуждаются в отдельном рационе, который будет сытным и питательным.

Корма першеронов делятся на три группы:

  • сочные. К этому типу относится трава, сенаж, корнеплоды и овощи. Это сезонные корма, которые должны в изобилии присутствовать у лошадей в летний период времени. При этом важно, чтобы трава была чистой от химикатов, а овощи – не порченными. Першероны очень чувствительны к качеству сочных кормов;
  • грубые. Сено, солома, травяные гранулы и мука. Это сухие корма, которые часто включают злаковые. Очень питательны, позволяют лошадям быть энергичными и здоровыми. Грубые корма – основная часть рациона першеронов, которые нуждаются в огромном количестве энергии ежедневно;
  • концентрированные. Прессованные корма, которые в основном состоят из злаков – овес, ячмень, отруби, кукуруза, комбикорм. Такой корм должен присутствовать в рационе лошади минимально, если эта лошадь не ориентирована на участие в соревнованиях. Першероны нуждаются в такого рода кормах, поскольку они также являются стабильным источником энергии.

Также першероны нуждаются в постоянном доступе к воде. Обычно лошадей поят по расписанию, но у першерона в стойле всегда должен быть чан с водой. Объем корма на каждый день должен быть рассчитан специалистом, который учтет пол, возраст и размеры лошади, а также необходимую физическую активность.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Белый першерон

У заводчиков сложилось мнение, что тяжеловозные лошади медлительны, спокойны и долго обучаются. Во многом это связано с их размерами, которые получали путем длительного скрещивания – люди выводили исключительно сильную, но не умную лошадь.

Эти факторы не коснулись першеронов. Лошади этой породы спокойны, невозмутимы и терпеливы – они могут мягко относиться к неопытным наездникам. Однако лошади также умны и быстро обучаются. Более того, першероны многие уроки воспринимают в качестве игры. Им нравится работать под седлом, брать небольшие барьеры и учиться выездке.

Интересный факт: Несмотря на свои гигантские размеры, першероны – одна из лучших пород для работы с детьми.

Першероны – самостоятельные кони. Они обладают быстрой реакцией и могут находить верные решения в экстремальных ситуациях. Например, иногда эти кони используются французской конной полицией: благодаря спокойному нраву и высокому интеллекту эти кони незаменимы при патрулировании улиц.

В отличие от многих других породистых лошадей, першероны крайне неприхотливы. Они не требуют каких-то особых условий содержания и особого подхода к обучению – першероны подходят в качестве лошадей для новичков.

Кони быстро обучаются, закрепляют навыки и легко понимают всадника. Першерон может как пахать землю, так и выступать на арене для выездки. К другим лошадям они также относятся спокойно, без конкуренции и ревности.

Социальная структура и размножение

Фото: Лошадь першерон

Размножение першеронов в рамках породы строго регламентируется заводчиком. Когда у кобылы начинается течка, заводчик подбирает ей жеребца с хорошими характеристиками породы. После короткого знакомства конь кроет кобылу, после чего начинается беременность.

Беременность длится 11 месяцев и, как правило, протекает без осложнений – кобылы першеронов здоровые и крепкие лошади. Чаще всего рождается один жеребенок, реже – двое. Жеребята быстро встают на ноги и имеют крепкую конституцию тела.

Они также активны, как и жеребята других пород. Если заводчик держит кобылу с табуном, то первые недели кобыла держится обособленно от других лошадей, пока жеребенок совсем не окрепнет. После этого она приводит детеныша в табун, где он знакомится с остальными лошадьми и обучается правилам социального поведения.

Жеребята занимают низшую ступень в иерархии табуна, но матери ревностно охраняют их и не дают в обиду другим, более высокоранговым кобылам. Жеребята першеронов созревают поздно – период детства может длиться вплоть до двух лет, и только после этого можно приступать к серьезному обучению лошадей.

Жеребята першеронов нуждаются в сытном и сбалансированном питании, многочисленных прогулках и обилии свежего воздуха. Даже зимой их необходимо выводить в леваду, чтобы они могли бегать и развивать свои мышцы. В противном случае есть риск получить больную слабую лошадь. Детеныши легко поддаются обучению, быстро приобретают спокойный характер, но не теряют любопытства и игривости. Благодаря этому люди легко находят с жеребятами этой породы общий язык.

Естественные враги першерона

Фото: Как выглядит першерон

Першероны никогда не водились в диких условиях, следовательно, они совершенно не имеют естественных врагов. Даже если бы эти лошади при каких-то условиях одичали, они едва ли обзавелись врагами, способными охотиться на таких крупных травоядных. К тому же, першероны быстры, выносливы и умны, что сделало бы их одними из самых развитых и распространенных диких лошадей.

Першероны – очень здоровые и крепкие кони. Благодаря неконтролируемой селекции, они приобрели минимум заболеваний, свойственных породе. Благодаря такому сочетанию характера и физических характеристик першероны являются одной из самых сбалансированных пород лошадей в мире.

Тем не менее, есть ряд заболеваний, которые могут встречаться у першеронов при недостаточном уходе:

  • лошади с неправильным питанием могут сталкиваться с коликами;
  • экзема, мокрец, оспа, чесотка, дождевая короста могут появиться у першеронов, которые содержатся в непригодных условиях. Чаще всего это повышенная влажность или излишняя сухость климата. Также они могут страдать этими заболеваниями, если хозяева редко чистят лошадей;
  • заболевания, которые неминуемо возникают у лошадей при отсутствии должных прививок и при непригодных условиях содержания: сибирская язва, бешенство, столбняк, туберкулез, ламинит, стригущий лишай, грипп, простуда, чесотка;
  • першероны могут получить ревматическое воспаление копыт, если работают в плохих условиях и не получают необходимую чистку копыт.

Но даже при не самых лучших условиях содержания першероны, как правило, отличаются крепким здоровьем и полным отсутствием заболеваний. Болезни появляются, чаще всего, к старости или у лошадей с ослабленным иммунитетом.

Популяция и статус вида

Першероны постепенно восстанавливают популяцию благодаря частным заводчикам, хотя гарантий чистоты породы уже нет. К тому же, першероны не являются популярной породой для разведения, поскольку частные заводчики во многом оглядываются на популярность продаваемых пород – а продаются легкие верховые лошади. Першерон, в зависимости от родословной, возраста, пола, состояния здоровья и спортивных достижений может стоить от двух до десяти тысяч долларов.

Сегодня першероны активно используются в мировых цирковых выступлениях. Благодаря покладистому характеру и привлекательному внешнему виду они выгодно смотрятся на сцене и пользуются успехом у зрителей. Например, в России наиболее известен цирковой першерон Помпей, который выступает с дрессировщицей Яной Шаниковой.

Соревнования першеронов не получили распространения в России, но широко проводятся в странах Европы. Першероны выступают, преимущественно, в упряжках и каретах, демонстрируя чуткость по отношению к управляющему повозкой, а также проявляя хорошую социальную организованность. Помимо этого, есть соревнования, где першероны выступают верховыми лошадьми.

Першерон – удивительная лошадь, сочетающие мощь, силу, грацию, острый ум и покладистый характер. К сожалению, разведение этих коней пока приостановлено и вся ответственность за породу лежит на плечах частных заводчиков. Тем не менее, благодаря крепкому здоровью эта порода продолжает существовать, постепенно восстанавливая популяцию.

Распространенные породы и виды лошадей тяжеловозов

Красивыми породами лошадей могут считаться не только изящные рысаки. Очень эффектно выглядят лошади тяжеловозы. Эти животные отличаются от верховых скакунов не только внешностью, но и впечатляющими характеристиками. Эта порода лошадей тяжеловозов зародилась еще в Средние века, но активное развитие лошади тяжеловозы получили примерно три века назад. Эти гордые животные внесли огромный вклад в развитие сельского хозяйства и промышленности. В современном же мире они продолжают до сих пор пользоваться большой популярностью. На сегодняшний день насчитывается около десятка самых известных пород лошадей тяжеловозов.

История

Лошади тяжеловозы берут начало еще со Средних веков. Тогдашние рыцари в массивных доспехах и тяжелым оружием были настоящим испытанием для обычных лошадей. Мелкие лошади не годились для такой работы из-за своих маленьких ног и слабой спины. Благодаря большому спросу на боевых лошадей, люди стали заниматься выведением первых тяжеловесов.

С большой долей вероятности к потомкам таких животных могут отнести бельгийских брабансонов, английских шайров и французских першеронов. Данные животные отличаются могучей силой, крепким телосложением и спокойным нравом.

Галерея: лошади тяжеловозы (25 фото)

Тяжеловозные породы лошадей

К наиболее популярным породам лошадей тяжеловозов относятся:

  • Австралийские
  • Советские
  • Битюг
  • Брабансон
  • Болонские
  • Владимирские
  • Шотландские
  • Ирландские
  • Суффольк
  • Першерон
  • Шайр

Советский тяжеловоз

Это уникальная по-своему порода, которая имеет превосходные силовые качества. Животное этой породы прекрасно работает, имеет спокойный характер, неприхотлива к условиям. Советский тяжеловоз внешне очень красив: имеет развитую мускулатуру с мощными округлыми изгибами. На голове средних размеров тяжеловоза находятся относительно небольшие уши. Грудина крепкая, ноги поджарые. Хвост и грива имеет среднюю густоту. Данную породу различают на три типа: облегченные, основные и утяжеленные тяжеловозы. Жеребцы советских тяжеловозов в высоту достигают размеров 170 см. Самыми популярными мастями являются рыжая и бурая. Встречаются, конечно же, и чалые, гнедо-чалые, рыже-чалые.

Австралийский тяжеловоз

Кони этой породы — это результат скрещивания 4 австралийских коней (Шайров, Клейдесдалей, Першеронов, Суффольков). Средний вес австралийского коня от 600 до 900 килограмм, а средняя высота в холке — 170 см. По характеру они очень дружелюбны, легко привыкают к работе, любят ходить в упряжи и под седлом. Окрас может быть однотонным или пятнистым. Ноги, хвост и грива средней степени густоты.

Брабансон (Бельгийский тяжеловоз)

Отличная порода с выдающимися формами. Особенно ценится за могучие силу и правильный экстерьер. Рост у данной лошади средний — 165 см. У Брабансонов сильное плотное туловище, короткие ноги с хорошо выраженными суставами и короткая грива. Несмотря на свой могучий внешний вид, характер этой лошади очень спокойный и трудолюбивый. Окрас однотонный, как правило, рыжий или гнедой.

Битюг

Этот вид лошадей также еще называют «Ламовой лошадью». К большому сожалению, данная порода русских лошадей в настоящее время не сохранилась. Эти кони очень ценились в русских хозяйствах за свой трудолюбивый характер. По своему росту лошадь была достаточно низкой — около 158 см. Встречались две масти — бурая и мышастая. Эта порода тяжеловозов была выведена в результате скрещивания рысаков и русских тяжеловозов.

Владимирский тяжеловоз

Российская порода. Самыми распространенными мастями являются: рыжая, вороная и гнедая. Взрослые кони достигают высоты 165 см, средняя масса такого жеребца — 750 кг. Телосложение плотное, однако, несмотря на это, движения грузовая лошадь сохраняет плавные и грациозные. Этот вид коней часто выступает на соревнованиях. Ко всему прочему, они обладают хорошими племенными качествами. Владимирский тяжеловоз чаще всего используется для покрытия кобыл и для тягловой работы в крупных хозяйствах.

Болонские лошади тяжеловесы

Болонские кони по праву считаются одними из самых изящных представителей данного конного направления. Эта порода зародилась во Франции. Кони стремительно переходят из бега в рысь, при этом они движутся легко и быстро. Есть малые и крупные типы лошадей. К сожалению, малый тип на сегодняшний день практически исчез, а крупный тип используют как мясную породу лошадей, изготавливают из них колбасу и другие мясные продукты.

Средние показатели веса составляют от 750 до 900 кг. Рост высокий — около 170 см. Несмотря на то что это животное считается тяжеловозной лошадью, внешность у нее очень привлекательная: огромные глаза, изящные уши, вьющаяся грива, высокий лоб. Обладает прекрасным добрым характером. Этих лошадей очень любят заводчики по всему миру.

Ирландский конь тягач

Это лошади с великолепной подвижностью, прекрасным неприхотливым характером и хорошей выносливостью. При относительно небольших габаритах, эта порода обладает отменными силовыми качествами. В наше время эти замечательные животные используются как для соревнований, так и для охоты. Внешне кони выглядят очень аккуратно, имеют ровную осанку, прямую спину, покатый круп и высокий хвост. Основными окрасами являются: вороной, рыжий, серый, гнедой, а также различные окрасы с белыми пятнами.

Шотландский тяжеловоз (Клейдесдаль)

Отменная порода с прекрасными ездовыми характеристиками. Была выведена в Шотландии, а местом ее обитания стала Великобритания. Эта порода обладает мощным телом, огромной мышечной массой и широким костяком. Для того чтобы добиться высокой работоспособности этих шотландских коней, необходимо содержать их в качественных условиях и кормить хорошими кормами. Основными мастями являются: чалая, гнедая, рыжая, вороная, серая.

У стандартных пород ноги Клейдесдаля всегда массивные и имеют выраженные суставы.

Першерон

Першерон славится своей массой и громадным ростом. Кони этой породы по праву являются одними из рекордсменов по росту и весу. Были зафиксированы отдельные экземпляры, которые имеют больше двух метров роста в холке. Першероны не только красивы, но и невероятно выносливы, они могут пробежать несколько часов не отдыхая. Имеют красивую рельефную голову и аккуратные уши, это результат нахождения в их крови арабских примесей. Окрасы: вороной, серый в яблоках и другие. В настоящие время першеронов привыкли разводить без оброслостей на ногах, это упрощает уход за ними и делает работу на земле более простой.

Читайте еще  Степени прожарки стейка- названия, описания, правила; -

Суффольк

Благодаря своим массивным туловищам, ноги коней кажутся короткими. Суффольки считаются не слишком большими лошадьми, имеют чрезвычайно терпеливый и работящий характер. Масти сохраняют традиционно каштановый цвет с различными оттенками: мучнистые, золотые, медные и лимонные. Характерной отметиной является звездочка на лбу. По своему характеру достаточно покладисты и неконфликтны, поэтому прекрасно подойдут для обучения детей верховой езде.

Тяжеловозы Шайр

Шайр — это лучшие тягловые лошади на всей планете. Известны своими гигантскими размерами и прекрасной внешностью. Благородная и престижная английская порода, прекрасно подойдет для разведения. Эти животные часто принимают участие в забегах и нередко занимают призовые места. Независимо от того, в каком регионе разводятся лошади, у них неизменно будет густая растительность на ногах. Мать преимущественно гнедая или караковая. Характер тяжелый и норовистый. Плохо относятся к грубой силе, тяжело даются в упряжь.

Соревнования тяжеловозов

Первые турниры с участием таких животных начали проводить в СССР. Основными параметрами, по которым оценивали таких коней была скорость доставки грузов: рысью или шагом, выносливость и максимальную тяговую силу лошади. В современном мире подобные соревнования проводятся в США, Японии и Италии. Однако помимо вышеуказанных показателей также учитываются: породность лошади, ее характер, экстерьер и контактность с человеком.

Использование

Конечно же, сейчас такой большой необходимости в тяжеловозах нет, однако, и сегодня для таких животных находят полезное применение.

  • В труднодоступных местах проживания — для заготовки леса.
  • На частных подворьях, для перевозки грузов.
  • Для изготовления мясной продукции.

Также чистокровных тяжеловозов используют для улучшения генофонда. Они уверенно передают свои экстерьерные особенности, силу и мощь своему потомству.

Бельгийские тяжеловозы — лошади породы Брабансон

Краткие характеристики бельгийской ломовой породы

  1. Размер: от 168 до 173 см, и 66-68 дюймов;
  2. Телосложение: массивное, мускулистое;
  3. Обхват груди: 200-220 см;
  4. Вес: около 900 кг (2000 фунтов);
  5. Продолжительность жизни: 30 лет;
  6. Цвета: черный, каштановый с неизменным серым преобладанием, называемым чалый, голубоватый и красный чалый;
  7. Лучше всего подходит для: владельцы лошадей, инструкторы и опытные всадники, особенно те, кто не боится работать с большими, мощными лошадьми;
  8. Черты характера: Исключительно терпеливый, послушный, спокойный, трудолюбивый, покладистый и умный, смелый.

Характер

Бельгийская порода отличается покладистым характером.

Причиной этого является суровые условия содержания и разведения. Для случки выбирают только самых покорных и кротких скакунов, из-за чего с каждым новым поколением порода приобретает все более невозмутимый характер.

Также на протяжении всего выведения этого вида заводчики из Бельгии довольно строго относились к лошадям. Кобыл отправляли на случку по пришествии 9 недель после родов, а жеребят начинали понемногу отлучать от матери спустя 2-3 недели. Самих скакунов с детства приучали к труду и неприхотливости, из-за чего Бельгийские тяжеловозы спокойно питаются самыми простыми кормами и не требуют излишеств.

Благодаря всем этим особенностям разведения Брабансоны крайне спокойны и послушны. Они также обладают хорошим умом и поддаются дрессировке. Брабансон способен реагировать на речь человека и слушаться устных команд, поэтому извозчикам редко приходится применять хлыст.

Тяжеловозы сильно привязываются к своим владельцам и узнают их. Эта порода не требует к себе повышенного внимания, но с помощью ласки и хороших слов можно легко завоевать доверие этой крупной лошади.

Многие новички в коневодстве ошибочно считают, что содержание Брабансонов слишком дорогостоящее. Однако большое количество корма компенсирует неприхотливостью скакуна.

Лошадь с удовольствием ест сухие и жесткие травы, от которых отвернулось бы большинство выездных пород.

Сбалансированный суточный рацион тяжеловоза выглядит примерно так:

  • грубый корм — 6 кг в сутки;
  • чистый овёс — 6-8 кг в сутки;
  • ржаная соломенная резка — 0,5 кг в сутки;
  • дробленное льняное семя -0,5 кг в сутки.

Те или иные продукты питания с легкостью можно менять на другие. Важно помнить, что Брабансонам требует калорийный корм, поскольку иначе животное не сможет набрать нужную массу.

Тяжеловозы — лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

Все началось еще в 1850-х годах. Бельгийский коневод Реми Вандер Шюерен понял, что растущая индустриализация Европы потребует более сильных лошадей, чтобы тянуть все более тяжелую технику. Поэтому он начал скрещивать три вида ломовой лошади, существовавшие на тот момент в Бельгии. Результатом стала одна порода, которую он и назвал бельгийской ломовой (тягловой).

Его работа вскоре принесла дивиденды с появлением великолепного жеребца по имени Бриллиант . С 1878 по 1884 год Бриллиант был коронованным чемпионом на главных соревнованиях по конному спорту в Брюсселе, Амстердаме, Лондоне, Париже и Ганновере.

Бельгийские лошади — особенно те, которые были произведены Бриллиантом — внезапно стали востребованными во всей Европе, и на то есть веские причины. Мощно сложенные, они были невероятно сильными, способными тянуть до двух тонн.


Но в то же время они были послушны и охотно позволяли себя привязывать к фургонам или машинам. Таким образом, они стали незаменимыми в различных отраслях, таких как сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающая промышленность, судоходство и пивоварение.

Записи 1891 года показывают, что Бельгия экспортировала лошадей в правительственные конюшни России, Италии, Германии, Франции и старой Австро-Венгрии. В 1903 году бельгийское правительство отправило бельгийских ломовых на Всемирную выставку в Сент-Луисе и Международную выставку скота в Чикаго. Американские фермеры полюбили этих сильных лошадей, и спрос был огромен. В следующем году 1600 бельгийских ломовых лошадей были экспортированы в США, большинство из них из Воллезеле.

Интересный факт: Невзирая на то, что “американский бельгиец” является прямым потомком европейской ломовой лошади, между данными породами есть четкие существенные различия:

  1. Американский бельгиец чаще всего встречается в щавелевой окраске с льняной гривой, хвостом и белой полосой. Он более тонок и несколько выше ростом.
  2. Европейский Брабант обычно красный чалый с черной гривой и хвостом. Он тяжелее и коренастее.

К 1912 году экспорт бельгийских ломовых лошадей приносил 50 миллионов бельгийских франков (1,24 миллиона евро) в казну страны каждый год.

Однако успех был недолгим. Во время Первой мировой войны ломовые лошади со всей Бельгии (а также из других мест) были реквизированы немецкими и союзными армиями. Они использовались для перевозки боеприпасов, артиллерии и припасов на линию фронта, что привело к значительному сокращению количества лошадей.

В 1917 году Генри Форд разработал Fordson, первый серийный трактор. В итоге естественная мощность лошади была заменена механической. Хотя они продолжали использоваться в лесном хозяйстве, особенно там, где узкие тропы на склонах были недоступны для ранних тракторов, но золотой век бельгийской ломовой породы внезапно подошел к концу. В настоящее время они все еще разводятся, но в основном для выставочных целей.


Интересное! Любому, кто интересуется лошадьми или просто увлечен прошлым, стоит посетить бельгийский музей конных лошадей в Воллезеле.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Черты бельгийской тяжеловозной породы

Бельгийские теплокровные лошади славятся своим умом, а также известны тем, что они послушны, спокойны и готовы всегда угодить человеку. Эти трудолюбивые животные просты в обращении и дружелюбны к своим хозяевам и окружающим.


Данную породу до сих пор нередко используют для черновой работы, которая включает в себя тянущие коляски, сани и сцепки, лесозаготовки и вспашки. Тем не менее, верховая езда на бельгийских конях становится все более популярной.

Справка! Фламандская «Великая Лошадь» средневековой эпохи является предшественницей бельгийской тягловой породы.

Общее описание

В результате многолетней работы конезаводчиков получился конь с некрупной мордой и умными глазами. Представитель брабансонской тягловой породы отличается короткой и мускулистой шеей, крепкими ногами, могучим телом, копытами средней величины.

Это идеальная рабочая лошадка, обладающая миролюбивым и покладистым характером. Несмотря на хорошие физические параметры, по мнению многих заводчиков, в реальной жизни они выглядят достаточно компактно.


Брабансонский ломовой конь (бельгийская тяжеловозная порода) отличается скороспелостью, достигая возраста 2,5 года пригоден для умеренной работы. С 3-х лет брабансонские теплокровные кобылы уже годны для размножения.

Полезное! Big Jake — очень известный бельгийский тяжеловоз, который попал в книгу рекордов Гиннеса в 2013 году за то, что он является самым высоким конем в мире. Его рост достигает 210 см.

Самый крупный в мире тяжеловозный конь брабансонской породы — Бруклин Супреме (Brooklyn Supreme) достигает высоты 198 см и фактического веса 1451 кг!

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Окрас коня

Наиболее распространенные расцветки бельгийского коня — чалый, черный, гнедой и каштановый, также может быть такой окрас как изысканный соловый с белым отливом, серовато-коричневый, красноватый чалый и серый. Иногда встречаются окрасы с черными пятнами.

Несмотря на различные цвета, которые возможны, бельгийскую тяжеловозную лошадь чаще всего можно легко узнать благодаря ее красивому цвету соррель, белому хвосту и гриве, четырем белым чулкам или носкам и белой маркировке на лице.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Требования к содержанию и уходу

Как со всеми другими породами лошадей, за Бельгийским конем необходимо ухаживать.

Из-за своего большого размера бельгийским тяжеловозам требуется больше корма и более просторные денники, чем для легких пород.

Особое внимание следует уделять копытам: проводить визуальный осмотр, очищать их и подрезать, чтобы обезопасить от всевозможных инфекций и травм.

Стандартных инструментов для груминга будет достаточно. Из-за большого размера животного Вам может понадобиться использование небольшой стремянки для ухода за гривой и спиной.

Не рекомендуется коротко стричь или удалять пышные волосы на ногах этих лошадей.

Интересное! У некоторых тягловых коней их хвостовая стрижка может быть достаточной короткой. Коневоды делают это для того, чтобы животное не запуталось в упряжке или при выполнении сельскохозяйственных работ.

Резиновая расческа с зубьями поможет легко справится с колтунами распущенных волос, а также удалит грязь и другие загрязнения с шерсти. Завершать причесывание и уход за лошадью следует уже жесткой щеткой, которая устранит остатки изъянов на теле Вашего любимца.


Также необходимо использовать различные кисти для очистки животного на чувствительных участках, таких как морда и ноги. После данных процедур можно переходить к сглаживанию щеткой гривы и хвоста. Специальным тримминг ножом для животных можно удалить излишки волос с шерсти, а кирка для копыт эффективно устранит мусор и камни вокруг подковы.

Регулярно ухаживайте за своим любимцем и он всегда будет радовать Вас!

Ссылка на основную публикацию