Шведский футболист Понтус Вернблум- биография и карьера

Гиднеллум пека – гриб, мимо которого невозможно пройти. В лесу он хорошо заметен. Молодой гиднеллум пека знаменит своими выделениями.

Этот гриб выглядит как кровоточащая, деформированная пастила. Он вырабатывает пузыри, наполненные красной жижей, которые содержат пигмент, обладающий теми же качествами, что и гепарин, антикоагулянт. Этот гриб также называют «клубника и сметана», «зуб с красным соком» и «зуб дьявола». Сок внутри пузырей содержит антикоагулянт под названием атроментин, который похож на гепарин. Атроментин, как и гепарин предотвращает свертывание крови.

Другие названия: клубника со сливками (strawberries and cream, зубным соком (the red-juice tooth), дьявольский зуб (devil’s tooth), гриб кровоточащий зуб (bleeding tooth fungus).

Такое явление в природе широко распространено. Жидкие выделения на кончиках листьев бывают у растений, а для грибов характерно у различных видов трутовиков. Этот гриб недостаточно хорошо изучен. Первое описание гриба появилось только в 1913 году.

Существует правдоподобная теория, что выделяемая довольно вязкая и яркая жидкость приманивает мелких насекомых. Прилипнув к шляпке, насекомые погибают и служат пищей для гриба. В древности практичные люди использовали красивые красные выделения гриба для окраски тканей.

На первой стадии своего развития гриб напоминает губку и через поры выделяет ярко-красный экссудат. Далее гриб взрослеет, и внизу шляпки появляются наросты, немного напоминающие зубы.

Латинское название: Hydnellum peckii
Отдел: Базидиомикота
Класс: Агарикомицеты
Порядок: Thelephorales
Семейство: Банкеровые
Род: Гиднеллум
Мякоть: пробковая
Вкус: неприятный
Запах: без особого запаха
Сезон: июль-октябрь
Место обитания: на песчаной почве, часто рядом с хвойными
Съедобность: несъедобен

Гиднеллум Пека назван в честь американского миколога Чарльза Хортона Пека (1833—1917).

Гриб довольно распространен в мире. Для своей жизни выбрал Европу и Северную Америку. Растет в Корее и Иране. Предпочитает хвойники с песчаной почвой. Гигантских колоний не образует. Встречаются одиночные экземпляры, иногда растет меленькими группами. Плодоношение начинается в августе и продолжается до глубокой осени. Только морозы прекращают рост этого чуда природы.

Из-за красных выделений на шляпке гриб отлично заметен в густой лесной траве. Вид, конечно, не для слабонервных грибников: красная влага очень напоминает капли крови или пролитое красное вино.

Содержание

Описание гиднеллума пека

  • Шляпка имеет неправильную форму с небольшими бугорками. У молодого гриба она белого или светло-розового цвета. На шляпке ярко выделяются красные шарики жидкости. Особенно интенсивные выделения бывают при влажной погоде или при моросящем дожде. Средний диаметр шляпки – 5 сантиметров. Только в исключительных случаях шляпка достигает в диаметре 10 сантиметров у старого, переросшего грибка. При старении гриба шляпка становится коричневого цвета и теряет свою привлекательность. На нижней части шляпки располагаются небольшие шипы.
  • Мякоть окрашена в светло-коричневый или розоватый цвет. В начале жизни мякоть плотная, потом становится как пробка. Запах практически не ощущается. Вкус горький, неприятный.
  • Ножка имеет конусную форму и скрыта в земле или во мху. Окраска идентична окраске со шляпкой.

Грибы — особый тип растительных организмов, сочетающих в себе некоторые признаки, как растений, так и животных. Грибы лишены хлорофилла, не способны самостоятельно усваивать углекислоту из воздуха и поэтому питаются готовыми органическими соединениями

Биологическое и экологическое разнообразие грибов весьма велико. Это одна из наибольших и разнообразнейших групп живых организмов, ставшая неотъемлемой частью всех водных и наземных экосистем. В соответствии с современными оценками, на Земле существует от 100 до 250 тыс., а по некоторым оценкам до 1,5 млн видов грибов.

&nbsp-

В 2012 году в Бурятии был обнаружен невиданный ранее в наших краях гриб – гиднеллум Пека. Гриб найден дачниками, которые решили в свободное время пойти на «тихую охоту» в окрестностях садоводства «Геолог» в Иволгинском районе.

— Я лесник, по образованию – инженер лесного хозяйства. Столько исходила по тайге, исколесила! Мы с приятельницей нашли маслят, два белых гриба, сыроежки&#8230- А потом я увидела что-то, чего раньше никогда в жизни у нас не видела. Ни на что не похожее. Сначала я даже не совсем поняла, что это гриб. На шляпке &#8212- капли, похожие на кровь. Запах приятный. Капли размером с ноготь», &#8212- рассказала об этом необычном случае Елена Сим, ведущий инженер филиала Территориального фонда геологической информации.

Наша собеседница, действительно, не новичок в лесу. Прошла путь от мастера леса до директора лесхоза. Гриб был невысок, даже приземист, но шляпка &#8212- размером с небольшое блюдце.

— Ножки не видно было. Как бы распластанный, края неровные. Как лепешка, &#8212- отмечает она.

У Раисы Красовской, коллеги, с которой Елена Сим вместе вышли по грибы, был сотовый телефон. На него невиданный гриб сфотографировали.

Интересно, что гиднеллум Пека был обнаружен не так глубоко в лесу.

— Вышли за забор, отошли примерно в пределах полукилометра. Это недалеко, не надо никакой машины, прогулялись, пешком дошли. В тех местах грибов было немного. Суховато там, сосновый бор, склон. Может быть, влага не так сильно сохраняется. А на грибе – капли. Я думала, сверху накапало, но там неоткуда чему-либо падать. Там дерево полусухое стояло. А тут прямо, как натуральные капли крови. Было желание попробовать их на вкус – интересно же, что это такое, &#8212- говорит Раиса Красовская.

Гриб не произвел на грибников какого-то особенно устрашающего, отталкивающего впечатления. Хотя в Интернете можно прочесть, что это один из самых чудовищных грибов.

Срезать найденный чудо-гриб не стали. Сфотографировали, поудивлялись, отметили место находки и ушли. Отойдя от него, грибники встретили, кстати, еще один такой же гриб.

— Откуда взялись такие необычные грибы? А срезать – даже мысли такой не было. Они нам нигде не пригодятся, зачем их брать с собой? Пусть растут, где выросли, &#8212- говорят женщины.

Название Hydnellum переводится как «кровавый зуб». Вид был впервые описан американским ученым-микологом Джеймсом Банкером в 1913 году. Название «гиднеллум» предложил миколог Чарльз Хортон Пек, в честь которого, как видно из названия, в итоге и назвали вид. Несмотря на приятный аромат, этот гриб является несъедобным, жидкость, которая выделяется в виде красных капелек, ядовита.

Он встречается в Северной Америке, в основном в хвойных лесах. Часто селится рядом с соснами и елями на песчаной почве. На первый взгляд этот гриб похож на кусок кости с каплями ярко-алой крови на ней. «Истекающий кровью» гриб уже попал в Европу. Недавно его обнаружили в Иране и Корее. Красная жидкость выделяется через поры «шляпки».

Что касается внешнего вида гиднеллума Пека, то ничего чрезмерно ужасного в его облике нет. Ну, красные капли… ну и что… Вполне козырное растение. Вообще, его надо разводить в пригородных лесах Улан-Удэ и водить на плантацию туристов.

Как невиданный гриб вырос в Бурятии, сказать сложно. Одной из версий с корреспондентом нашей газеты поделился Владимир Белоголовов, менеджер «Бурятского регионального отделения по Байкалу».

«Виноват климат, он действительно меняется, и в ответ на изменение климата следуют реакции растений и животных – меняется вегетационный период у растительности, время прилета птиц тоже меняется. Так, к ответам природы на климатические изменения может относиться появление нового вида водоросли на Байкале – нитчатой водоросли. Вообще, она, конечно, не новая, но ее просто раньше здесь не было. А сейчас она бурно развивается. Предварительное объяснение в том, что изменившиеся условия стали более благоприятны для этого вида, а для других – изменились в худшую сторону. С этим грибом может происходить то же самое. Он появился, так как изменяющиеся условия стали хуже для уже существующих здесь видов грибов, но лучше для него. Это ответ на изменение внешних условий, &#8212- сказал он.

Давайте же еще вспомним какие нибудь интересные растения: вот например Ядовитый поркупинский томат , а вот Росянка: очаровательный убийца , ну и конечно же Непентес (Nepenthes). Кувшинчик &#8212- убийца

Утилизация и переработка ила (осадка очистных сооружений)

Проблема очистных сооружений — избыточные иловые осадки

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день почти треть населения Земли испытывает нехватку такого жизненно важного ресурса, как вода. Бережливое рациональное водопользование, включающее в себя и эффективные технологии водоочистки, – настоятельная необходимость.

Однако, выполненные согласно современным технологиям очистные сооружения, возвращая в природу чистую воду, генерируют отходы, самыми неприятными из которых являются активные илы, отработанные или избыточные, вместе образующие т.н. ОСВ – осадки сточных вод.

На каждый килограмм суммарных органических загрязнителей в аэротенке, где происходит отстаивание стоков, образуется 350 грамм активного ила. Поддержание баланса активного ила – один из важнейших факторов работы очистных сооружений, потому что как недостаток, так и избыток его негативно влияют на процесс водоочистки. Таким образом, образующийся избыточный ил все время приходится отводить из аэротенков, депонируя в картах хранения.

Ил очистных сооружений – сложноорганизованный конгломерат живых организмов на неживой основе, связанных метаболическими и трофическими процессами. Он генерируется в значительных количествах, измеряемых миллионами тонн в год, и относится к отходам IV класса опасности. Не обладая ярко выраженной патогенностью, в отличие от ила первичных отстойников, он, тем не менее, может содержать болезнетворные микроорганизмы и яйца гельминтов. Сухой остаток активного ила на 70—90% состоит из органических веществ и на 10—30% из неорганических веществ. Содержание органического углерода – более 60%. Все это делает активный ил достаточно ценным вторичным ресурсом. Утилизация иловых осадков возможна различными способами, от выбора которого зависит рентабельность производства.

Утилизация ила очистных сооружений: преимущества и недостатки существующих методов

Существует несколько способов утилизации избыточного активного ила (ИАИ):

  • депонирование на иловых картах
  • биологическая переработка илов очистных сооружений анаэробными микроорганизмами в метантенках
  • термические методы (технологическое сжигание или пиролиз илов)

Общепризнано, что депонирование активного ила уже не является опцией, заслуживающей внимания, так как иловые карты очистных, особенно крупных городов, переполнены. Попытки перемешивать ил с опилками с последующим получением (через нескольких лет хранения) на картах некоего «продукта» (документально весьма выгодно, когда отход превращается в продукт с непонятными свойствами) тоже не отвечает современным экологическим тенденциям. Сельское хозяйство такой компост использовать не может, в отличие от удобрений, изготовленных из активного ила после обезвоживания, очистки и осушки.

Наиболее перспективными в отношении переработки ИАИ представляются термические методы. В силу высокого содержания летучих твердых веществ (VS) и коллоидных веществ, образующихся в ходе ферментации, избыточный активный ил с трудом поддается механическим типам обезвоживания. Для облегчения этого процесса его смешивают с первичным илом, но это привносит патогенные характеристики в смесь. Кроме того, если в Европе существует успешная практика использования компостов на основе иловых осадков очистных сооружений в сельском хозяйстве, то в России, согласно законодательству, в аграрном секторе такие компосты использовать нельзя – в силу недостаточной очистки на локальных очистных сооружениях и накопления в иловых осадках тяжелых металлов и других неорганических загрязнителей. Ресурс депонирования иловых осадков на картах полигонов в значительной степени в России исчерпан. Таким образом, на первый план логически выходят методы утилизации, кардинально сокращающие первоначальные объемы иловых осадков и среди них, конечно, термические, которые подразделяются на две большие группы — инсинерацию и термическую деструкцию (осушку методом пиролиза).

Интересно, что химический состав активных илов, участвующих в процессе очистки стоков с разным составом, достаточно сходен между собой. Так, у очистных сооружений завода по производству азотных удобрений ил соответствует формуле C90H167O52N24S8, у очистных коксохимзаводов -C97H199O53N28S2, а в отстойниках муниципальных очистных сооружений — C54H212O82N8S7. Это облегчает поиск универсальных решений, какими традиционно являются термические технологии.

Инсинерация илов очистных сооружений применяется достаточно давно. В Санкт-Петербурге действуют три завода по сжиганию иловых осадков очистных сооружений, первый из которых, на острове Белый был запущен еще в 1997 г. Илы, содержащие большой процент органического углерода в сухом остатке, легко поддаются инсинерации со значительным уменьшением первоначального объема. Однако, в силу способности удерживать влагу, после механического обезвоживания ил сохраняет 2/3 воды и тем затрудняет инсинерацию.

Традиционно иловые осадки сжигают в печах с псевдокипящим слоем, которые хотя и являются эффективным экологическим оборудованием, достаточно капризны к условиям ведения процесса и требуют дорогостоящих запасных частей и расходных материалов (песка). Кроме того, в силу высокого содержания в илах солей тяжелых металлов, образования при горении смол, а также в силу общего недостатка технологии – образования диоксинов – инсинерация ила не может рассматриваться как оптимальное решение, так как требует мощного и дорогостоящего узла газоочистки. Поиски альтернативных решений в области термических технологий ведут в сторону термической деструкции или сушки осадков.

Технологии пиролиза также давно известны и применяются в разных сферах промышленности. Суть их заключается в нагреве исходного сырья в бескислородной атмосфере, препятствующей горению. Подводный камень технологии, успешно обойденный немногими производителями – в объемах перерабатываемого сырья. Если изготовить пиролизное оборудование утилизации иловых осадков периодического типа (тигельную вертикальную печь) с парой рабочих циклов в сутки относительно легко, установка непрерывного пиролиза, удовлетворяющая потребностям промышленного производства, является достаточно технологически емким оборудованием.

Компания IPEC предлагает наиболее эффективный и экологически безопасный способ утилизации ИАИ — сушка иловых осадков в установке пиролиза непрерывного действия УТД-2 с дополнительным ректором. Данный процесс не сопровождается образованием пиролизного топлива. Его продуктом является карбонизированный гидрофобный сухой остаток V класса опасности (не опасный), что подтверждается результатами ряда испытаний, проведенных на производственной площадки компании.

Читайте еще  Рецепт салата с жареными шампиньонами и копченой курицей

Установка УТД-2 имеет блочно-модульную конструкцию и состоит из двух реакторных аппаратов, в одном из которых осуществляется подготовительная сушка илов, а в другом – карбонизация. Возможно проведение процесса в одном реакторном модуле, разделенном на зону осушки и зону карбонизации.

Основные этапы технологического процесса переработки активного ила

  1. Перемещение исходного сырья (активного избыточного ила) по реактору осуществляется системой герметизированных шнеков.
  2. Отходы поступают из шламонакопителя по системе шнеков в реактор, где высушиваются теплом горелок топки, пламя которых не соприкасается с перерабатываемыми материалами.
  3. При продвижении отходов по камере реактора происходит их осушка и расщепление длинных молекул углеводородных соединений на более короткие.
  4. Пиролизный газ и пары отводятся из камеры реактора через конденсатор и сепаратор, где происходит отделение и конденсация жидкой фракции.
  5. Сухой остаток продвигается далее по камере реактора и после выхода из реактора также герметичным шнеком направляется в золоприемник.

Преимущества осушки ила на пиролизной установке УТД-2

  • Значительное уменьшение объемов исходного отхода и полное необратимое обезвоживание (продукт имеет гидрофобные свойства). Это важно, так как необработанные термически обезвоженные иловые осадки при депонировании на картах полигонов имеют свойство впитывать атмосферную воду и стойко ее удерживать, увеличивая свой объем.
  • Полностью обеззараживает ил сушка, удаляя патогенные микроорганизмы.
  • Осушка в пиролизной установке без прямого контакта отхода с пламенем не генерирует опасных выбросов, свойственных инсинерации, таких как диоксины.
  • Благодаря гибко настраиваемому автоматическому режиму работы установки можно регулировать необходимую степень осушки в зависимости от требуемых свойств получаемого продукта.

Установки термической деструкции (УТД) производства IPEC имеют высокую степень заводской готовности. Монтаж на объекте включает в себя только подготовку площадки и подведение инженерных сетей.

Санитарно-защитная зона Установки мала, так как ее выбросы – продукты горения природного газа или дизельного топлива, используемых для разогрева отходов. Они не зависят от состава сырья, подаваемого на переработку.

Установка утилизации ила УТД-2 отличается низким энергопотреблением, суммарно 35 кВт. Для ее обслуживания в автоматическом режиме достаточно смены из двух операторов с невысокой степенью квалификации.

Ознакомиться с модельным рядом и заказать оборудование можно в Каталоге пиролизных установок УТД. Специалисты компании IPEC ответят на все вопросы, касающиеся утилизации иловых осадков очистных сооружений, и помогут подобрать оптимальное технологическое решение, адаптированное под нужды объекта.

Понтус Вернблум

Шведский полузащитник Понтус Вернблум в недавнем прошлом был одним из лучших опорников российского чемпионата.

Понтус Андерс Микаэль Вернблум

  • Страна – Швеция.
  • Позиция – полузащитник.
  • Родился: 25 июня 1986 года.
  • Рост: 187 см.
  • Вес: 85 кг.

Биография и карьера футболиста

Понтус Вернблум родился в небольшом шведском городке Кунгэльв, расположенном близ Гётеборга – футбольной столицы Швеции. В детстве он занимался гандболом и футболом, но когда пришло время выбирать что-то одно, остановился на последнем.

«Гётеборг»

2005-2009

В 18 лет Вернблум оказался в «Гётеборге», а в 2005 году дебютировал за первую команду клуба. В следующем сезоны Понтус был уже твёрдым игроком основы «Гётеборга».

Большинство матчей он проводил на позиции опорного полузащитника, но его универсализм поистине не знает границ. Нет, случаи, когда опорник выходит на месте центрального защитника или атакующего полузащитника, в футболе случаются не так уж и редко. Но вот что бы центральный полузащитник играл на позиции нападающего, и не от случая к случаю, это действительно редкость.

А Вернблуму пришлось выступить в этой роли в сезоне-2008, когда «Гётеборг» покинул Маркус Берг. Получилось не сказать, что бы очень, но и совсем на этой позиции Понтус не провалился – 8 голов в 27 матчах.

«АЗ» (Алкмар)

2009-2012

Весной 2009 года Понтус Вернблум перебрался в Голландию, подписав контракт с «АЗ», который заплатил за его переход довольно солидные два с половиной миллиона евро. Здесь он здорово отыграл три сезона, провёл за клуб 98 матчей, забил 17 голов.

Титулов в составе «АЗ» Вернблуму добыть не удалось, но при нём команда постоянно финишировала в первой пятерке, регулярно играла в Лиге Европы.

ЦСКА (Москва)

2012-2018

В 2012 году Вернблум оказался в ЦСКА. История подписания с ним контракта весьма интересна. Судя по всему, главной целью ЦСКА тогда был Расмус Эльм, одноклубник и соотечественник Вернблума, а последний был приобретён «за компанию», дабы облегчить Эльму адаптацию в новом клубе.

Как бы то ни было, хочется в очередной раз снять шляпу перед селекционной службой ЦСКА. Это же надо, отыскать в чемпионате Голландии за три миллиона евро игрока, который на пять лет станет одним из лучших (если не лучшим) на своей позиции в чемпионате!

За семь лет, проведенных в ЦСКА, Понтус Вернблум стал трехкратным чемпионом России (за эти годы армейцы ни разу не опускались ниже 3-го места), выиграл Кубок и дважды – Суперкубок страны.

В нашей стране швед совершенно незаслуженно приобрёл репутацию грубого футболиста. Почему незаслуженно? Да потому что большинство его фолов носят технический характер – их цель сорвать атаку (чаще – начало атаки) соперника. В пользу этого говорит статистика удалений Вернблума – количество полученных красных карточек можно пересчитать на пальцах одной руки, т.е. свои действия на поле он всегда контролирует.

А тем, кто кричит, что «тактика мелкого фола – это нечестно», я хочу сказать, что честный футбол закончился в тот момент, когда за занятие им стали платить деньги. Хотите смотреть честный футбол – идите во двор. И то не факт, что вы его там увидите.

Ну а в жёстких стыках с участием Понтуса Вернблума нередко доставалось и ему самому. Сам он относился к этому с юмором. Так после его стычек с Яя Туре в матче Лиги чемпионов с «Манчестер Сити» швед заявил:

«Столкновение с Яя Туре? Чем больше шкаф, тем громче падает».

Вернблум был одним из системообразующих игроков ЦСКА, и вдобавок к этому, являлся лидером раздевалки. Армейский клуб Понтус покинул в мае 2018 года как свободный агент.

2018 – по настоящее время

На 32-летнего полузащитника претендовало несколько клубов, Вернблум выбрал греческий ПАОК. Здесь он сразу стал игроком основы, но в середине декабря 2018 года в матче чемпионата с «Левидиакосом» Вернблум получил травму и выбыл до конца сезона.

По его итогам ПАОК стал чемпионом, а проведенного Вернблумом количества матчей хватило для получения золотой медали. Вполне заслуженной.

Сборная Швеции

2007-2016

За сборную Швеции Понтус Вернблум выступал на протяжении девяти лет, провёл в её составе 50 матчей, забил 2 гола. Вернблум участвовал в чемпионатах Европы 2012 и 2016 годов, но в первом из них сыграл лишь в одном матче, а второй турнир и вовсе просидел на скамейке запасных.

Причина этому проста – наличие сильных конкурентов. Вот тут становится понятен уровень российского чемпионата. В нём Вернблум – один из лучших на своей позиции футболистов. При этом он не проходит в основу сборной, которая не относится к элите мирового футбола, да и к тому же переживает далеко не лучшие времена.

Титулы Понтуса Вернблума

Командные

  1. Чемпион Швеции.
  2. Обладатель Кубка Швеции.
  3. Обладатель Суперкубка Швеции.
  4. Обладатель Суперкубка Голландии.
  5. Трехкратный чемпион России.
  6. Обладатель Кубка России.
  7. Двукратный обладатель Суперкубка России.
  8. Чемпион Греции.

Индивидуальные

  1. Лучший футболист чемпионата России 2015-2016.

Семья и личная жизнь Понтуса Вернблума

Жену Понтуса Вернблума зовут Нина. Пара воспитывает двух детей – сына Милле и дочь Пенни-Веру.

Интересные факты

  • В детских командах Понтус играл на позиции вратаря, поскольку был самым высоким.
  • На левой руке Понтуса Вернблума вытатуировано знаменитое латинское изречение «Veni, Vidi, Vici» («Пришёл, увидел, победил»). По словам шведа, это изречение является его жизненным девизом.
  • До прихода Вернблума в ЦСКА игровой № 3 не использовался в армейском клубе с 2003 года. Последним под ним выступал Андрей Соломатин.
  • В сезоне 2014-2015 швед получил 13 жёлтых карточек, больше всех среди игроков российских клубов.
  • Однажды супруга футболиста подстригла его оригинальным образом. Понтус выставил в «Инстаграм» фото, подписав его: «Жена — худший парикмахер в мире».

  • А сам Понтус как-то показал своим подписчикам полный холодильник снюса. Эта разновидность табака запрещена в России и большинстве стран Европе, но в Швеции находится в свободной продаже.
  • Сын Понтуса Вернблума Милле занимался в футбольной школе ЦСКА.

Сейчас Понтус Вернблум переживает не лучшие времена, но завершать свою славную карьеру пока не спешит. Ведь он настоящий боец и здесь тоже будет сражаться до конца.

Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях

Гиднеллум пека: описание необычного гриба

Грибной мир довольно разнообразен и насчитывает более десятка тысяч экземпляров. Среди известных съедобных и несъедобных плодов можно найти и весьма необычные, которые буквально приковывают к себе взгляд человека. Одной из таких пород является Гиднеллум пека.

Описание гиднеллум пека

Гиднеллум пека – гриб, относящийся к семейству Банкеровые и роду Гиднеллум. Название полностью соответствует особенностям экземпляра, поскольку оно переводится как «кровоточащий зуб». Впервые этот плод был выявлен и описан в 1812 году.

Как выглядит

Поверхность гриба обильно усыпана красными точками, похожими на капли крови. Но если присмотреться, то можно заметить, что это не кровь, а просто сок, который сочится через поры, расположенные в шляпке гиднеллума. У плода есть некоторые сходства с обычным съедобным дождевиком, который предварительно полили смородиновым соком или кленовым сиропом.

За свой необычный, «кровавый», вид гриб получил название «дьявольского ежовика». Также данное наименование может объясняться чрезвычайной ядовитостью этого грибного экземпляра.

Строение и особенности вида hydnellum peckii

Этот гриб не похож на другие виды, однако, его строение такое же. То есть, структура гиднеллума формируется:

  1. Шляпкой. Она имеет неправильную форму, на ее поверхности просматриваются бугорки. Именно это придает ей вид человеческого зуба. У молодого экземпляра шляпочная поверхность окрашена в белый или светло-розовый оттенок. Сверху на шляпке имеются многочисленные красные точки, представляющие собой шарики, наполненные жидкостью. При влажной погоде выделение сока происходит более интенсивно. В среднем, диаметр шляпки составляет 5 см. Но в исключительных случаях, и только у старых гиднеллумов, она может разрастаться до 10 см в окружности. По мере завершения жизненного цикла гриба его шляпка приобретает более темный, коричневый, окрас. Если перевернуть экземпляр и посмотреть на нижнюю часть его шляпки, то можно увидеть, что она усеяна небольшими шипами.
  2. Мякотью. Поначалу она имеет плотную структуру, но со временем становится похожей на пробку. Цвет мякоти светло-коричневый или розоватый. На вкус она горьковатая, а вот выраженного запаха у нее нет. Хотя, если изучить его более тщательно, появляется ощущение, что он пахнет клубникой.
  3. Ножкой. Она очень маленькая, к тому же находится глубоко во мху или под землей. Имеет такой же окрас, что и шляпка, но по форме – коническая.

По мере старения края шляпки гриба приобретают острые выступы, которые и делают его похожим на зуб.

Где растет Кровавый зуб, в каких лесах

Начало плодоношения гиднеллума приходится на август, а конец – на глубокую осень. Если говорить точнее, то заканчивается жизненный цикл гриба с наступлением сильных стойких морозов.

Примечательной особенностью этого экземпляра является способ его питания. Он не только поглощает почвенные соки, но и питается насекомыми, которые садятся на его поверхность. Их привлекают красные нектарные капельки гиднеллума, которые, за счет своего яркого цвета, хорошо видны в лесу.

В 2012 году данный экземпляр был найден в Бурятии. И самое интересное, что наткнулись на него простые дачники, которые отправили за грибами на просторы окрестностей садоводства «Геолог», расположенного в Иволгинском районе.

С чем можно спутать кровоточащий гриб

Есть несколько разновидностей гиднеллума, на которые похож кровоточащий гриб:

  1. Гиднеллум голубой. Еще один несъедобный экземпляр, который произрастает преимущественно в северной части европейского полушария. Располагается в хвойных лесах, выбирает солнечные места с большим скоплением белых мхов. Обычно плоды селятся одиночно, плодоносят в период с июля до сентября. Шляпка гриба может достигать 20 см в диаметре, высота ножки не превышает 12 см. На неровной поверхности гиднеллума голубого можно увидеть выпуклости, напоминающие бугры. У молодых экземпляров шляпочная часть бывает слегка бархатистой. Название плода связано с тем, что верхняя часть шляпки окрашена в голубоватый оттенок, а снизу она отличается более насыщенным, темным цветом. Ножка по цвету коричневая. Мякоть плотная, одеревенелая. Для нее не характерен ни выраженный запах, ни ощутимый вкус.
  2. Гиднеллум пахучий. Тоже несъедобный экземпляр, как и все ранее описанные породы. Имеет бугристое плодовое тело, которое может быть вогнутым, и бархатистой поверхностью. Молодые грибы окрашены в белый цвет, но со временем он становится заметно темнее. Данная разновидность также имеет свойство выделять красные капельки. Они тоже появляются через поры, которые густо покрывают шляпку. На нижней части (там, где обычно располагается гименофор) можно увидеть шипы синеватого цвета. Ножка у гиднеллума пахучего имеет конусовидную форму. Споры окрашены в коричневый цвет. Несмотря на свое название, этот гриб обладает неприятным запахом. Период плодоношения длится не очень долго. Произрастают грибы преимущественно в осеннее время. Селятся вблизи елей и сосен на песчаной почве.

Все разновидности гиднеллума выглядят необычно, и внешне весьма привлекательны. Ими можно просто полюбоваться и только. Приносить их домой даже в качестве элемента декора не рекомендуется, особенно если есть маленькие дети. Даже случайное попадание в организм яда, содержащегося в соке гриба, представляет серьезную опасность для жизни!

Интересные факты о гиднеллуме

Гиднеллум получил свое второе название (пека) в честь известного американского миколога Чарльза Хортона Пека.

Несмотря на то, что этот плод ядовит, назвать его крайне вредным нельзя. Он содержит вещества, обладающие антибактериальными свойствами. На сегодняшний день ведутся активные разработки сыворотки на основе яда данного гриба.

Но достоверно известно, что плод используется качестве красителя. Так, если не добавлять в смесь с его содержанием специальное вещество – морилку – то цвет будет бежевым. А если применить морилку, то оттенок станет синим или зеленым (в зависимости от количества дополнительного элемента).

Гиднеллум пека известен далеко не всем, включая опытных грибников, которые в течение многих лет увлекаются тихой охотой. Поначалу ареал его распространения был ограниченным, но в последние годы плод все чаще начал встречаться в тех местах, где его не находили. Известны случаи, когда его видели грибники Петербурга, но так ли это на самом деле, или же они спутали его с другим плодом, пока остается загадкой.

Читайте еще  Анис обыкновенный- как выглядит и где растет, чем отличается от аниса звездчатого (бадьяна), где применяется

Что за гриб «кровоточащий зуб» и можно ли его есть?

Новосибирские, омские и алтайские грибники стали сообщать о появлении в лесах необычных грибов, шляпки которых будто закапали вареньем или густой кровью. Гриб белого цвета своим внешним видом напоминает кусок ваты, а верх его плодового тела имеет множество ярок-красных капелек. Во время активного роста шляпка выделяет красную прозрачную жидкость, похожую на кровь. Необычный вид гриба подарил ему ряд названий — клубника со сливками (Strawberries and cream), зубной сок (The red-juice tooth), дьявольский зуб (Devil’s tooth), кровоточащий зуб (Bleeding tooth fungus). В простонародье его именуют дьявольским ежовиком, а в энциклопедии грибников он значится как Гиднеллум Пека. Свое название гриб получил в честь американского миколога Чарльза Хортона Пека (1833–1917), который его исследовал.

Гиднеллум Пека. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bernypisa

Описание

Грибы – интересные организмы, в которых есть немного и от растений, и от животных. Они насчитывают более 100 000 видов, но на данном этапе изучения царства Грибы, микологи склоняются к тому, что будет описано еще около 250 000 видов. Среди них есть как съедобные, так и ядовитые. Один из них – гиднеллум Пека, который называют ещё кровавый зуб. Это название придумал миколог Чарльз Хортон Пек. А описал этот вид впервые учёный-миколог Джеймс Банкер в 1913 году.

Строение

Гриб кровоточащий зуб имеет такое строение:

  • плодовое тело;
  • шляпка;
  • ножка;
  • споровый порошок;
  • мякоть.

Внешний вид

Для этого вида характерны такие внешние качества:

  1. Бугорчатая шляпка неправильной формы около 8 см в диаметре. Поверхность шелковистая.
  2. Цвет организма меняется по мере созревания: от светлого, розовато-кремового до коричневого и красно-бурого. Встречаются экземпляры с синим отливом.
  3. На молодых гиднеллумах появляется ярко-красная жидкость. Она пробивается через поры в самом плодовом теле. Эти капли привлекают насекомых сладким ароматом. Мошка погибает в жидкости и тем самым обеспечивает гриб необходимыми ему веществами.
  4. Тыльная сторона шляпки покрыта гладкими шипиками. Из-за их внешнего вида гриб собственно и назвали зубом. Чем старше становится гиднеллум Пека, тем темнее становятся эти «шипы».
  5. Ножка короткая, не больше 6 см.
  6. Мякоть коричневого цвета с желтыми прожилками.
  7. Внизу на «шипах» размещается коричневый споровый порошок, а значит это разновидность гименофора. Поэтому название «шипы» не совсем соответствует действительности.

«Страшные» грибы

Кажется, что кровавый зуб самый жуткий и ядовитый представитель царства грибов. Но так ли это? Существует еще как минимум три вида, которые могут побороться за это звание.

Основной претендент на звание самого жуткого занимает Клатус Арчера. По-другому его называют дьявольские пальцы или смердящий рог осьминога. Он похож на щупальца головоногого, которые «вылупляются» из яйца – ранней стадии созревания. Имя получил неспроста – у него отвратительный запах. Хотя он и съедобный, решаются попробовать его только самые отважные смельчаки. Чаще всего растут в Австралии, Тасмании. Размножаются спорами, которые переносят мухи, привлекаемые едким запахом.

Другой, не менее отвратительный на вид гриб строчок, который зовется «гриб-мозговик». Название говорит само за себя. Визуально напоминает мозг или ядра грецкого ореха. Его зачастую путают со сморчками, однако последние, в отличие от него, съедобны. В сыром виде строчки ядовиты и вредны для организма. Мнения по поводу приготовления грибов и выводу из него токсичных элементов расходятся, поэтому есть и готовить, данный вид грибов, не советуют, во избежание проблем с желудочно-кишечным трактом. Произрастают в сосновых и еловых борах. Из них, как и из кровавого зуба, можно делать спиртовую настойку. Эта смесь помогает при боли в суставах, при кашле, ей растирают спину. Внутреннее применение жидкости противопоказано для здоровья.

На последнем месте гриб под названием Аскокорине мясная. Это имя он получил за внешний вид. В процессе роста грибы соединяются, образуя одну сплошную массу по цвету похожую на куски мяса или фарш. Окрас их варьируется от лилово-фиолетового до мясо-красного оттенков, а мякоть представляет из себя сплошную желеобразную массу. Распространен данный вид в Европе и Северной Америке. В основном обитают на деревьях крупными группами. Не является съедобным, но имеет ряд полезных свойств, обнаруженных учеными в процессе изучения. Аскокорине мясная выделяет летучие вещества, которые состоят из углеродного спирта, октана и кетона. Они образуют смесь отдаленно похожую на автомобильное топливо.


Несъедобный гриб – не значит бесполезный. Некоторые приносят больше пользы, когда из них делают отвары или настойки, высушивают, добавляют в мази или выделяют из них полезные вещества лабораторным путем. Даже если гриб кажется ядовитым, и отталкивающим, не стоит его сразу же топтать. Он может быть полезен, если не человеку, то диким животным, которые часто используют грибы и растения для самолечения.

Съедобность

Кровоточащий зуб – несъедобный гриб. Есть непроверенная информация, что он один из самых ядовитых видов на планете. Хоть гиднеллум и относится к агариковым, являясь родственником шампиньона, есть его не стоит.

Вкусовые качества


Гриб имеет горький вкус

Запах похож на аромат клубники, но ощущается слабо. На вкус плодовое тело горькое.

Печеночница обыкновенная

Увидев такой необычный гриб, никто не останется равнодушным. Внешне он действительно очень похож на печень. Сходства с этим органом грибу добавляют красные прожилки, просматривающие по всей поверхности, а также выделяющийся сок насыщенного красного цвета, который очень напоминает кровь.

Плодовое тело такого гриба имеет весьма внушительные размеры — в поперечнике достигает 30 см. В начале своего развития он бесформенный, похож на большие капли выделившейся смолы, позднее приобретает листовидную или языкообразную форму. Цвет его варьируется от алого до коричневого, с ярко-красными прожилками. Гриб цепляется к дереву-носителю темной лженожкой.

Желтый или светло-коричневый спороносный слой трубчатый. Трубочки частые и тонкие. При даже самом незначительном механическом воздействии краснеют. Мякоть упругая и плотная. При срезе гриб поразительно точно повторяет живую ткань – тонкие мраморные прожилки, а также выделяющийся «кровавый» сок дополняют картину.

Печеночница растет на живых деревьях, предпочитая дуплистые и подточенные дубы и каштаны. Гриб живет в умеренном южном климате с теплой зимой. Гораздо реже встречается в более северных районах.

Его принято считать условно-съедобным. До периода отвердения гриб можно употреблять в пищу. Мало того, он является деликатесным. Обилие кислоты, с помощью которой гриб защищается от воздействия дубильных веществ дерева, удаляется путем многочасового вымачивания в соленой воде. Иногда этот процесс может продлиться до суток. Воду следует периодически менять. Употреблять печеночницу можно только в свежем виде. Заготовок впрок гриб не переносит.

Схожие виды

Схожие с кровавыми зубами виды тоже несъедобны. Самыми известными являются следующие:

  1. Гиднеллум ржавчинный: отличить можно по цвету плодового тела. На стадии зрелости оно приобретает буро-ржавый цвет. Капли на поверхности также красного цвета.
  2. Гиднеллум голубой: растет в лесных мхах на севере Европы. Покрыт красными каплями, но само тело гриба голубого цвета.
  3. Гиднеллум пахучий: светлоокрашенный организм с «шипами» синеватого оттенка. Жидкость не выделяет.

Мицена кровавая

Шляпка диаметром до 2,0 см. У молодого гриба она полушаровидная, сухая, выпуклая, с матовым налетом. Со временем она расширяется, приобретает коническую или колокольчатую форму.

Пластинки редкие, вначале белесые, позднее становятся сиреневато-серыми или розоватыми.

Ножка цилиндрической формы, тонкая, полая внутри, покрытая волосками или гладкая. В верхней части имеет мучнистый налет. Высота ее может достигать 6 см, а толщина — не более 0,4 см. У основания — винно-красного цвета. Довольно часто грибы бывают сросшимися у основания.

Мякоть мицены тонкая, водянистая, ломкая. Запаха не имеет. Зато имеется характерный горьковатый вкус. При разломе гриб выделяет сок ярко-красного цвета, особенно его в ножке. Мицена имеет споровый порошок (беловато-кремовый или белый).

Встретить мицену можно с июля до конца августа на старых гниющих стволах деревьев.

Лечебные качества

В раньше этот организм использовали для изготовления красителя. Несмотря на несъедобность, кровавый зуб обладает полезными качествами. Медики чрезвычайно ценят пигмент атроментин, содержащийся в данном организме. Он лечит людей от сгущения крови. Также пигмент предотвращает возникновение тромбов.

Отталкивающая внешность не отменяет его полезных качеств. Гриб «кровавый зуб» имеет антибактериальные свойства. Согласно медицинским исследованиям, гиднеллум может полноценно заменить пенициллин.

Ядовита ли мицена?

В различных источниках этому грибу приписывают различные свойства. В некоторых из них он признается несъедобным, иные считают, что его вполне можно употреблять в пищу, но он совершенно невкусен. Мицену очень трудно собирать, так как мякоть ее очень хрупкая.

Красный сок, который выделяет мицена, является защитой гриба при опасности. Дело в том, что в его состав входят природные антибиотики, которые отпугивают паразитов, представляющих опасность для гриба.

Несмотря на то что мицену относят к условно-съедобным видам, в пищу ее употреблять все-таки не стоит.

Дополнительные сведения

Гиднеллумы Пека не могут поглощать углекислый газ. Поэтому насыщаются они полезными веществами из почвы и насекомых, которые погибают от капель на шляпке. Использование в питании гиднеллумами насекомых говорит о том, что они обитают в местах, где почвы бедны азотом. Именно это заставило и другие виды живых организмов, например, росянок из царства Растения, «научиться» охотиться на насекомых, чтобы заполучить такой необходимый для построения своего организма азот. Также гриб называют «дьявольскими слезами», «кровоточащим ежовиком» и «клубникой со сливками». Если приготовить спиртовую настойку на жидкости из кровавого зуба, то можно быстро избавиться от синяков. Такой настой способен заживлять раны.

Характерное выделение на поверхность шляпки жидкости красного цвета, считается аналогом гуттации (процесса выведения избытка влаги через особые водяные устьица – гидатоды) цветковых растений и наблюдается у ряда дереворазрушающих афиллофоровых грибов. По всей видимости «излишки» жидкости возникают из-за интенсивного процесса обмена веществ (метаболизма) в теле гриба во время его быстрого роста.

В 2012 году кровоточащий гриб нашли в лесах Бурятии. Такой же вид был обнаружен в Нижегородской области четырьмя годами позже. Его нельзя срезать – он занесён в Красные книги разных стран. Если при походе в лес вы увидите этот оригинальный гриб – сфотографируйте его, а сведения о месторасположении передайте в природоохранные организации. Это поможет защитить чрезвычайно редкий вид от исчезновения с лица Земли.

Где и когда растет

Период роста — с начала сентября по конец ноября.

В России его встречают редко. В основном, на территории Кореи, Ирана и Австралии. Также он распространен по всей Северной Америке и в центральной части Европы. Иногда на северо-западе Тихого океана.

Учитывая последние изменения климата, Кровоточащий зуб можно встретить в странах СНГ.

По описанию грибников и микологов, новые погодные условия больше подходят для распространения в этих широтах.

Гриб комфортно чувствует себя в хвойных лесах, где формирует микоризу с различными видами голосеменных. Для быстрого роста ему требуются песчаные почвы, поскольку из них легче поглощается влага.

Растет одиночно, изредка в лесах встречаются маленькие группы из 3-5 экземпляров.

Применение [ править | править код ]

Хотя плодовые тела H. peckii были описаны как напоминающие «датское печенье с клубничным вареньем» [4] , и виды Hydnellum в целом известны как ядовитые, и они несъедобны из-за их чрезвычайно горького вкуса. Эта горькость сохраняется даже в высушенных образцах.

Плодовые тела этого и других видов Hydnellum используются как краситель. Цвета могут варьироваться от бежевого, без использования морилки, до различных оттенков синего или зеленого в зависимости от количества добавленной морилки. [5]

Съедобен или нет?

«Гиднеллум Пека» относится к порядку Агариковых грибов (Agaricales), однако в отличие от тех же шампиньонов не съедобен. В плодовом тельце яд не содержится, опасность исходит только от пигмента, находящегося в шляпке (атроментина). Его ядовитость ещё изучается и пока не известно, смертельно ли он опасен для человека. На привкус гриб горчит – это нужно ему для отпугивания людей и зверей.

Примечания[ | ]

  1. A. C. Newton, E. Holden, L. M. Davy, S. D. Ward, L. V. Fleming.
    Status and distribution of stipitate hydnoid fungi in Scottish coniferous forests // Biological Conservation. — 2002-10-01. — Т. 107, вып. 2. — С. 181–192. — ISSN 0006-3207. — doi:10.1016/S0006-3207(02)00060-5.
  2. Rostaniha: botanical journal of Iran ; a biannual publication of Iranian Research Institute of Plant Protection = Rustanīhā (англ.) // Rostaniha : botanical journal of Iran ; a biannual publication of Iranian Research Institute of Plant Protection = Rustanīhā. — 2000. — ISSN 1608-4306.
  3. Sang-Kuk Han, Seung-Hwan Oh, Hyun-Joong Kim.
    Eight unrecorded higher fungi identified at the Korea national arboretum // Mycobiology. — 2010-6. — Т. 38, вып. 2. — С. 81–88. — ISSN 1229-8093. — doi:10.4489/MYCO.2010.38.2.081.
  4. David Arora.
    Mushrooms Demystified: A Comprehensive Guide to the Fleshy Fungi. — Ten Speed Press, 1986. — 1060 с. — ISBN 9780898151695.
  5. Arleen R. Bessette, Alan E. Bessette.
    The Rainbow Beneath My Feet: A Mushroom Dyer’s Field Guide. — Syracuse University Press, 2001-05-01. — 196 с. — ISBN 9780815606802.

Советы грибникам

Мы рассказали вам о достаточно редких грибах, основной особенностью которых является их способность выделять кроваво-красный сок. Одни из них являются условно-съедобными, другие ядовиты. Хотелось бы предостеречь и достаточно опытных грибников, и особенно — начинающих. Не стоит собирать экземпляры, которых вы не знаете. Действие многих из них на организм человека до конца не изучено. Не рискуйте своим здоровьем и здоровьем своих близких! Помните, что отравление грибами очень опасно. И, к сожалению, далеко не всегда медикам удается спасти желающих отведать неизвестный, но очень привлекательный грибок.

Рыжик красный

Шляпка бывает диаметром до 15 см, выпуклая или плоская, иногда по центру вдавленная. Она очень плотная и мясистая. У молодых экземпляров края подогнуты. Кожица гладкая, оранжевого цвета. Плотная и ломкая мякоть белая, с красными прожилками. На изломе выделяет сок ярко-красного цвета. Пластинки частые, но не широкие. Ножка — 6 см высотой, крепкая, цилиндрической формы, сужающаяся у основания. Она покрыта красными ямками и мучнистым налетом.

Культура эпохи Хэйан в Японии

Культура эпохи Хэйан в Японии

В IX веке происходят изменения в общественной жизни Японии, результаты которых стали особенно ощутимы к середине X века. Постепенно намечавшийся кризис централизованного феодального государства, экономической основой которого была надельная система землепользования, переход земли из рук государства в частное владение, давал силу отдельным феодалам, способствовал усилению тенденции к раздробленности, столь характерной для феодального периода в целом, и привел к созданию новых культурных очагов в провинциях. В противовес городу Нара, как политического и религиозного центра, новые правители утверждают в 784 году главным городом страны резиденцию Хэйан-кё (современный Киото, по наименованию которого вся эпоха получает название Хэйан (794-1185).

Читайте еще  Микориза – уникальное влияние для почвы и растений

Перенос столицы имел прежде всего политическое значение. Она располагалась теперь на землях могущественного феодального рода Фудзивара, фактически захватившего власть в стране (представители этою рода в течение почти двух с половиной веков были регентами при императоре).

С конца VIII в. происходит возвышение дома Фудзивара, которое приводит во второй половине IX в. к правлению регентов-канцлеров (вплоть до 1068 г.). С господством этого дома в значительной степени связан следующий период японской истории, эпо­ха Хэйан (794-1192 гг.). Самое большое достижение этой эпохи — ее культура; эта придворная, аристократическая («кугэ» — «аристократия»), утонченная куль­тура создала непреходящие образцы искусства, равно как и свои жанры. С 1068 по 1167 г. сложилась традиция правления экс-императоров (период инсэй), ког­да император вынужден был отрекаться от престола в пользу малолетнего сына, сам уходя в монастырь. Социальным же слоем, служившим опорой регентов и канцлеров, оказалось самурайство (дворянское сословие, противостоявшее кугэ, придворной аристократии)

Изменилась религиозная ситуация в стране к началу IX века. С самого начала своего проникновения в Японию буддизм не был монолитным учением, но в политике единой общегосударственной системы VII — VIII веков это не играло значительной роли. Большой размах строительства в провинциях, укрепление власти монастырей и храмов, настоятели, которых нередко принадлежали к различным сектам и подчеркивали отличие в трактовке догматов, способствовали размежеванию сект, выделению в каждой на первое место какого-то одного момента вероучения.

В IX -X веках наибольшую силу имели секты так называемого эзотерического (тайного) буддизма, секты Сингон, делавшие упор на проповедь для узкого круга посвященных, и поклонение особым скрытым святыням, соблюдение мистических ритуалов. В эзотерическом буддизме значительное место занимали элементы другой сложившейся в Индии религии — индуизма, а также религий стран Центральной и Сред­ней Азии, ассимилированных буддизмом, и самых разнообразных народных верований, в том числе древ­неяпонских. Этим объясняется нали­чие в пантеоне эзотерического буддизма множества новых персонажей.

Усиленное воздействие сект эзоте­рического буддизма на обществен­ное сознание IX—X веков существен­но повлияло на пространственные концепции архитектуры. Облик хра­мов и монастырей значительно из­менился. Исчез открытый простор грандиозных ансамблей, ясность и четкость планировки, монументаль­ность форм зодчества.
Храмы эзоте­рических сект строились чаще всего в уединенных местах, в горах. Их размеры были невелики, располо­жение построек подчинялось релье­фу местности, и было свободной группировкой архитектурных объе­мов, тесно связанных с природным окружением.

Центральный монастырь секты Тэндай Энрякудзи был построен недалеко от столицы на горе Хиэй и состоял из трех групп небольших зданий, главное из которых имело всего-навсего около 9 метров шири­ны и меньше пяти метров глубины. Он был основан монахом Сайтё.» Сайтё (яп. 最澄 Сайтё:, буквально «высшая ясность», 19 сентября 767 — 26 июня 822) — японский буддийский основатель школы тэндай-сю на основе одноимённой китайской школы тяньтай. Он основал на горе Хиэй около Киото монастырь Энряку-дзи, чтобы молиться о мире. После смерти он получил титул Дэнгё-дайси (яп. 伝教大師 Дэнгё:-дайси).»

Кровли из прессованной коры ки­парисового дерева сближали облик зданий с древними синтоистскими святилищами.


Энрякудзи Центральный зал Екава

Живописное располо­жение архитектурных ансамблей в красивых местах, среди гор, кото­рые, по древним верованиям, почи­тались священными, способствовало не только пробуждению нового от­ношения к природе. Постепенно во­зникла практика отождествления местных божеств с буддийскими бо­жествами, якобы изменившими свой облик на японской почве, и возве­дения их в ранг защитников буддиз­ма.

Так эзотерический буддизм сти­мулировал появление синтоистской скульптуры (уже в IX веке возникла практика сооружения на территории крупных храмов отдельных не­больших святилищ со статуями син­тоистских божеств, подобных изоб­ражению бога Хатимана в облике буддийского монаха в комплексе То-дайдзи). Сложение новых нравст­венных и эстетических идеалов, по­лучившее отражение в искусстве IX-X веков, наиболее ясно можно проследить на изменении образного строя и пластического языка буд­дийской скульптуры, повлекшем за собой изменение иконографии бо­жеств, их иерархии в алтарной ком­позиции, типе взаимодействия друг с другом и с живописью, занимавшей все более важное место.

Если выразительность скульптуры VIII века строилась на пропорцио­нальных членениях фигуры, а плас­тическим носителем идеи духовной мощи и силы божества были величие и красота его облика, то в скульпту­ре эзотерического буддизма развиваются принципиально иные качества. Условно говоря, в ней начинает проявляться «живописное» начало, заметное в сложном сопоставлении объемов, создававшим игрой светотени их динамическую жизнь.

Впечатление усиливалось нагромождением атрибутов, характеризующих каждое божество, его мистические качества и функции.

Благодаря случайности, до нас дошел памятник, в котором отразилась вера позднего Хэйан, — храм Феникса монастыря Бёдоин. Первоначально бывший домом семьи Фудзивара, в 1053 г. он был перестроен лучшими мастерами в буддийский храм — миниатюрную копию «западного рая» и символ возрождения и бессмертия. В его архитектуре ничто не напоминает о колоссальных размерах монументальных храмов в Нара или суровости горных святилищ эзотерических школ.
Напротив, его масштаб соразмерен человеку, его очертания привлекательны для глаза, а украшения совершенны. Храм получил свое название по фигуркам фениксов на коньке центральной крыши, да и все здание целиком, с его симметричными «крыльями» с каждой стороны и выступающим «хвостом» сзади, воспроизводит очертания мифической птицы. Тростниковую крышу раннего Хэйан опять заменила черепичная, на китайский манер; тем не менее широкие и изящные карнизы, отражающиеся в пруду, придавали постройке типично японское изящество и рафинированность — качества, характеризующие все искусства времени Фудзивара.
Внутри храма находится величайший памятник придворного искусства эпохи Хэйан. Это статуя Будды Амиды, исполненная знаменитым художником Дзётё, которая сохранилась в Хо-о-до храма Бёдо-ин,
Храм Бёдоин (平等院)
Считавшаяся образцом скульпторами более позднего времени, красота и гармоничность формы этой статуи сделали ее идеальным объектом для размышлений аристократов, искавших возрождения в раю Дзёдо.
Дзётё. Будда Амида. 1053

Дзёрури-дзи ( 浄瑠璃寺? ) ( построен в 1107 году) храм школы буддизма Чистой Земли с историческим японским садом, расположенным в Кудзигава рядом с Киото. Это один из немногих сохранившихся примеров Райского сада раннего периода Хэйян. Трехэтажная пагода, главный зал ( Хондо ), группа из девяти сидящих статуй Будды Амиды Нерай и группы Четырех Небесных владык – национальные сокровища Японии.Храм Дзёрури-дзи был основан в 1047 году священником Эшином (Eshin). Как и другие храмы буддизма Чистой Земли, здания храма разложены вокруг большого пруда, который символизирует океан, отделяющий рождение и смерть. В центре пруда находится остров символизирующий землю, связанный с берегом мостом. На западной стороне пруда находится зал Амиды, который символизирует Западный Рай Амитабхи Нёрай. К востоку от озера находится три пагоды , которая представляет собой восточный Рай Якуси Нёрай, Будды исцеления.

Трехярусная пагода. Joruriji
В эпоху Хэйян японцы начали испытывать рост уверенности в себе и понимание ценности собственной земли и культурного наследия. Хотя торговые и религиозные связи между Японией и континентом продолжались, двор принял решение о прекращении официальных отношений с Китаем. Среди важных культурных событий этого времени можно отметить культивирование поэзии вака и других отличительных для Японии литературных форм, например, повествовательных рассказов (моногатари) и дневников.
В период Хэйян творили выдающиеся писательницы и поэтессы: Оно-но Комати
Весна и лето Идзуми Сикибу поэтессы хэйян

Это время создания характерного японского стиля живописи ямато-э.

Этим стилем создавали изображения на национальные темы или иллюстрации произведений японской литературы, в отличие от кара-э ( китайский стиль живописи), который использовался для изображений на китайские темы или для иллюстрирования китайской литературы.
«Известно две основные разновидности ямато-э: «знаменитые виды», мэйсё-э, и «сезонные картины» цукинами-э (яп. 月次絵). Другие работы в жанре ямато-э — свитки (эмакимоно), в частности, использованные для коронационного обряда дайдзёсай и другие; большинство из них утеряно. Ещё одним примером свитков в жанре ямато-э являются иллюстрации XII века к «Повести о Гэндзи», там ярко прослеживается характерная для того времени ностальгическая грусть по ушедшим временам. Стремясь не испортить образ идеализированных героев, возникший у читателей, художники стремились схематизировать изображение лиц, так что опознать героев можно было только по одежде и поза. Свитки ямато-э обычно содержали каллиграфические надписи, зачастую полускрытые, что усиливало интимность текста.
Тоса Мицуёси, иллюстрация к Гэндзи-моногатари
Значительное число картин ямато-э создано придворными художниками из академии живописи Эдокоро, в частности, первое изображение на ширме, стиль которого определяют как «ямато-э», создано его работником Асукабэ-но Цунэмори в 999 году. Кроме того, непрофессиональные художники и художницы из аристократических семей зачастую представляли Эдокоро свои наброски и картины; в частности, в XII веке своими картинами жанра мэйсё-э на раздвижных панелях прославилась фрейлина Тоса-но Цубонэ (яп. 土佐局), Эдокоро её наняло для расписывания панелей храма Хоконго-ин.

Ямато-э повлиял на дальнейшее развитие японской живописи, влияние этого жанра прослеживается в ширмах вплоть до XVII столетия и гравюрах укиё-э.»
Чтобы проникнуть в образный строй хэйянского искусства, надо попытаться представить уклад жизни, мир чувств этих людей, т.к. отличительной чертой хэйянской культуры было проникновение в суть всего, путем переживания красоты. Появлялся и сам тип отношения к миру — любование (из которого впоследствии развилось религиозное созерцание. Стилистические особенности светской живописи ямато-э (что значит «японская живопись») формировалось исподволь в недрах религиозного искусства сего сложной символикой цвета и графической выразительностью линейного рисунка (достаточно вспомнить изображения буддийских божеств, относящихся к IX-XII векам).

Бодхисаттва Фугэн на слоне 12в.

Техника ямато-э основывается на использовании минеральных красок. Они наносились на ткань или бумагу покрытую клеем или на деревянную панель. Интенсивность цвета зависела от слоя краски, то есть от того, насколько тонко она нанесена. Японские художники не стремились передать действительность точно, как можно ближе приблизить изображение к изображаемому объекту. Картина рассматривается как самодостаточный универсум. В этом художественном микрокосмосе изображение не играет роль отражения жизни, а выступает как средство передачи определенных символов.
Замечательны образцы настенной живописи в Павильоне Феникса буддийского храма Бёдо-ин.



«К середине периода Хэйан, китайский стиль живописи кара-и потерял связь с ямато-э, который изначально использовался для росписи раздвижных дверей и складных ширм. Однако позднее ямато-э стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно (emakimono). Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари (Genji Monogatari)), исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба (Ban Dainagon Ekotoba)) и религиозные записи. Художники э-маки (E-maki) разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Произведение «Гендзи Моногатари» разделено на небольшие эпизоды, текст чередуется с изображениями.
«Нигде в этой живописи нет каких-либо характеристик или выразительных лиц. Похожие на маски лица написаны в технике хикимэ кагихана (линия-глаз, крючок-нос), которая обозначает черты лица, но не индивидуальности.

Еще в эпоху Хэйан возник такой специфический прием японской живописи, как «сорванная крыша», который позволяет одновременно видеть то, что происходит и в разных помещениях дома, и вокруг него. Другими словами, используется старинный прием фукинуки ятай (взгляд с высоты птичьего полета), когда при изображении в интерьере убираются потолок и части стен. (В романе много сцен, которые происходят внутри помещений.) Образующиеся при этом ломаные линии (динамичность которых подчеркивает статичность фигур) как нельзя лучше передают характерную особенность традиционного японского интерьера с его многочисленными открытыми плоскостями, являющимися как бы продолжением окружающей природы. В результате человеческие фигуры, интерьер и природа сплетаются в единое целое.»1
«Осада дворца Санджо» (Siege of the Sanjō Palace) — еще один знаменитый пример этого стиля.
«Эмакимоно (яп. 絵巻物) — горизонтальный свиток из бумаги или шёлка, наклеенный на основу, обрамленную парчовой кай­мой, с двумя деревянными валиками на концах. Такие свитки представ­ляли собой иллюстрации к романам, повестям, буддийским сутрам, изо­бражения обычно сочетались с текстом. Они были популярны в Японии в период с XI по XVI век.

Ширина свитка составляла в среднем около 30 см, длина могла достигать 9—12 метров. Длинные истории записывались на нескольких свитках. Свитки хранились в свёрнутом состоянии, перевязанные шёлковым шнуром. Читали свиток справа налево, постепенно перематывая его и разворачивая так, чтобы удобно было держать руками. После прочтения его следовало перемотать к началу.

Наиболее известным эмакимоно является «Гэндзи-моногатари эмаки» — иллюстрированная история «Повести о Гэндзи» начала XII века. Он состоял из 20 свитков, длина которых в сумме составляла 137 метров, включая более 100 изображений и свыше 300 листов каллиграфии. До наших дней дошли только фрагменты, около 15 процентов первоначального произведения. Свитки «Гэндзи-моногатари эмаки» приписывают художнику Фудзивара но Такаёси.

Эмакимоно «Тёдзюгига» — «Веселые картинки из жизни животных» — необычен в своём роде: он не содержит текста, только изображения. Эти свитки датируются XII и XIV веками.»

Э-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи «Тёдзюгига. «Животные занимаются борьбой сумо» , мужские картины) и онна-и (onna-e, женские картины). Между этими стилями существует множество значительных отличий, вызванных разницей эстетических предпочтений полов. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Стиль онна-е, представленный в свитке «Сказание о Гендзи», обычно изображает жизнь при дворе, чаще всего жизнь придворных дам, и романтические сюжеты. Стиль отоко-и, наоборот, обычно использовался для изображения исторических событий, чаще всего битв.»
Повесть о Гэндзи (Гэндзи моногатари) — описательный роман Lady Murasaki; проиллюстрирована (приписывается художнику Такаёси) в XII веке в ямато-э стиле
Иллюстрация рукописи Гэндзи моноготрари 1130 год

Эпоха Хэйян богата достижениями в разнообразнейших сферах культуры и искусства. Веера, которые знакомы теперь каждому человеку были изобретены в Японии. Имеются в виду складные веера.
Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу (яп. 扇子). И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.

Складной веер. Хэйян

Особое значение приобрёл веер в эпоху Нара и в эпоху Хэйан. Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью».

В период Хэйян японская музыка сформировалась как национальная японская музыка.. По мере того как музыка, которая пользовалась популярностью среди простых людей, все более усложнялась, усваивались и модифицировались все виды музыки предшествующих двух столетий из различных стран Азии, явственно приобретая японские характерные черты. Гагаку стала той музыкой, которая исполнялась главным образом при дворе перед аристократией и высшим сословием.

1.Искусство Востока. Курс лекций
Зубко Галина Васильевна. https://culture.wikireading.ru/78834

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Ссылка на основную публикацию